На выставке, открывшейся в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, которая в марте 2023 года была передана ПЦУ, представлены старинные вещи из драгоценных металлов, изделия, вышитые золотыми и серебряными нитями, иконы, фолианты, подаренные в свое время этому древнему монастырю казаками-меценатами. Один из центральных экспонатов — старинная копия чудотворной Иржавецкой иконы Богородицы. Подлинник некогда находился в Запорожской сечи в Покровской церкви.
- Об этой чудотворной иконе писал Тарас Шевченко в своей поэме «Іржавець», — рассказала «ФАКТАМ» куратор выставки кандидат исторических наук Алина Варивода. — После уничтожения Запорожской сечи войсками Петра I в 1709 году икона была перенесена в Олешковскую сечь (находилась на тогдашних землях Крымского ханства). Впоследствии казаки родом из Иржавца (ныне село в Черниговской области) тайно перенесли этот образ в храм своего городка. К сожалению, до наших дней чудотворный образ не сохранился: его уничтожили в 1930-е годы большевистские власти (руками одурманенных пропагандой комсомольцев. — Авт.). Однако остались списки (копии). На нашей выставке представлен самый ранний список среди известных ученым.
Интересна история, как эта, написанная в 1572 году икона, стала чудотворной. Согласно преданию, когда казаки привезли ее из Олешковской сечи в городок Иржавец, местный священник попросил иконописца иеродиакона Венедикта из Густинского монастыря отреставрировать эту икону. В его мастерской произошло чудо: келья озарилась ярким сиянием, исходившим от иконы. Но это было только начало. Когда отреставрированный образ вернули в Иржавец и батюшка поставил его в местной церкви, то в тот же день из глаз Богородицы потекли слезы. Они прекратились только через трое суток. Но из правого глаза слеза потекла и на четвертый день (от нее остался след). Эта история произошла в 1716 году. Она получила широкую огласку, благодаря этому в Иржавце тогда даже воздвигли каменный храм и поместили в нем чудотворную икону.
— Кто из казаков был наибольшим меценатом Киево-Печерской лавры? — задаю вопрос Алине Вариводе.
— Гетман Иван Мазепа. Монахи его искренне уважали, называли «ізрядніший ктитор», «найвеличніший ктитор». За его деньги лавру обнесли мощной каменной стеной, заложили фундамент колокольни, построили церковь Всех святых. Мазепа выдал лавре универсалы в подтверждение собственности на земельные владения. Важно отметить, что вообще основная часть вкладов казаков на нужды не только лавры, но и других церквей и монастырей составляли пожертвования на строительство и на приобретение земельных участков. Это были очень существенные суммы.
— Какие из вещей, подаренных Мазепой лавре, считаются самыми ценными?
— Сразу скажу, что, к сожалению, таких вещей сохранилось мало. Из того, что дошло до наших дней, я бы выделила ценную церковную утварь для совершения литургий. Сейчас эта утварь экспонируются на выставке в «Скарбниці» Национального музея истории Украины. А мы демонстрируем гаптованные (вышитые золотыми и серебряными нитями) вещи, созданные монахинями Вознесенского монастыря, игуменьей которого была мать гетмана Мария Магдалина Мазепа.
Замечу, что «Скарбниця» находится рядом с Успенским собором лавры, в котором открылась наша выставка. Поэтому у посетителей есть возможность увидеть обе экспозиции.
— После того как в ноябре 1708 года Русская православная церковь наложила анафему на Ивана Мазепу, его гербы сбивали, вырезали, вырывали листы, на которых они были изображены, — продолжает Алина Варивода. — Вообще уничтожали все, что связано с гетманом. Поэтому старинный (изданный в 1697 году) псалтырь, который мы демонстрируем на нашей выставке, можно без преувеличения назвать уникальным. Ведь в нем сохранилось изображение герба Ивана Мазепы (его только зачеркнули карандашом — чтобы начальство не заметило). В предисловии к этому псалтырю перечислены благодеяния Ивана Мазепы. И все это уцелело. Ведь, как я уже говорила, монахи лавры с искренним уважением относились к нему.
— Есть ли на этой выставке вещи, подаренные лавре другим выдающимся гетманом — Богданом Хмельницким?
— Нет, потому что в Украине, к сожалению, ни одна из них не сохранилась. Почему? Из-за потрясений, выпавших на долю нашей страны. Вот конкретный пример. Мы знаем, что Богдан Хмельницкий подарил лавре большой золотой крест. Он был установлен на жертвеннике в Успенском соборе. В 1930-х годах большевистские власти изъяли эту бесценную реликвию (сталинскому режиму требовались деньги на иностранное оборудование для заводов и технологии. — Авт.) и ее дальнейшая судьба неизвестна.
Из того, что считается подаренным лавре Хмельницким, я бы еще выделила золотое инкрустированное эмалями и украшенное бриллиантами казацкое перо — украшение для шапки (его называли «перо гетмана»). Согласно преданию, оно принадлежало Богдану Хмельницкому, но документальных подтверждений этому у нас нет. Не исключено, что эту дорогую вещь Хмельницкому подарил кто-то из турецких султанов (ведь она, скорее всего, — работа турецких ювелиров). «Перо гетмана» было изъята из Успенского собора лавры в 1930-х годах, и сейчас оно в москве — очень ценная вещь украинской истории фактически находится в российском «плену».
— Какой экспонат на выставке самый древний?
— Крест второй половины XVII века, подаренный лавре генеральным писарем Войска запорожского Михаилом Вуяхевичем. В 1690 году этот представитель казацкой старшины был избран архимандритом Киево-Печерской лавры. Это стало прецедентом — светский человек казацкого сословия получил высокую духовную должность. Стоит отметить, что среди даров, хранившихся в церковных ризницах (не только в лавре, а везде по Украине) часто упоминаются шелковые казацкие пояса. Обычной практикой было использование их священниками в богослужениях.
— Лавра и другие монастыри как-то благодарили людей, которые жертвовали на их нужды?
— Да, безусловно, благодарили. Казаки и другие люди, помогая храмам, понимали, что за них и их родственников (в том числе умерших) будут молиться священники. То есть расходы светских людей на нужды церквей возвращались таким вот образом.
Но и не только таким: в Успенском соборе лавры существовала галерея портретов благотворителей — она находилась на одной из стен этого храма. Галерея не сохранилась, у нас только ее черно-белые фотографии. Поэтому особую ценность имеет сделанная в первой половине XIX века копия фрагмента этой галереи. Мы демонстрируем на выставке эту копию. Ее предоставил Национальный заповедник «Хортица».
— Кто изображен на этом фрагменте?
— Гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Скоропадский. Важно, что этот фрагмент дает нам возможность представить, как галерея благотворителей выглядела в цвете.
О стоимости пожертвований для церкви важно понимать, что не обязательно, чтобы дар был дорогим — каждый поддерживал церковь по своим материальным возможностям. То есть даст человек грош или подарит имение, принципиального значения не имело.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, что на территории Киево-Печерской лавры нашли клад. Повезло физику, помогавшему археологам.