Изысканный фарфоровый сервиз — настоящее украшение дома. Однако многие им не пользуются — стоят где-то далеко в шкафу, иногда даже в коробке. А знаете ли вы историю семейного фарфора — сервизов и ваз, которые покупались еще вашими бабушками или мамами или были подарены родственниками, друзьями, коллегами к каким-то праздникам — на свадьбу или день рождения? Если нет, следует узнать об этом прямо сегодня. Ведь время неумолимо. И иногда мы интересуемся историей того или иного предмета, когда в семье уже некому о нем рассказать. Так что давайте ценить каждый миг жизни…
«ФАКТЫ» продолжают серию интервью, посвященную истории украинского фарфора. Сегодня наша собеседница — коллекционер и исследовательница отечественного фарфора, автор книг о нем Людмила Карпинская-Романюк. В интервью «ФАКТАМ» она рассказала о необычных сервизах Бориславского фарфорового завода.
— Бориславский фарфоровый завод во Львовской области начал выпуск продукции в 1964 году и просуществовал до 2007 года, — рассказывает Людмила Карпинская-Романюк. — Расписанные его художниками сервизы, крупногабаритные чайники и вазы мгновенно становились классикой и украшением сервированного стола. Среди ведущих художников завода были Петр Щербонос, Василий Ковальчук и Николай Самойленко. Предприятие славилось повсюду. Ежегодно на заводе производили более сотни наименований продукции, которая экспортировалась в Прибалтику, Словакию, Венгрию, Польшу, Испанию… В 1970—1980-х годах разработки неоклассических версий сервизов смело конкурировали с продукцией лучших отечественных и иностранных брендов. Фарфор, в котором отражается солнце, имел высокий спрос и получил международный приз в 1996 году.
— В чем особенность сервизов этого завода?
— Очень популярным здесь был национальный орнамент с использованием карпатских мотивов. Ведь, увидев хотя бы раз в жизни перед собой величие Карпатских гор и красоту природы, понимаешь, что только здесь можешь дышать полной грудью, только здесь воздух звенит, как хрусталь. Карпаты — это место, где человек может быть самим собой, место, где сердце наполняется настоящими чувствами.
Один из самых красивых сервизов — «Маричка» (на фото в заголовке). По всей вероятности, он был создан по мотивам легендарной украинской песни на слова Михаила Ткача и музыку Степана Сабодаша. Декорированный кобальтом и золотом сервиз поражает красотой и изысканностью.
В чайных сервизах художника Василия Ковальчука «Карпаты» и «Галичанка»; кофейных — «Прикарпатский», «Эдельвейс» и «Тиса» — узоры созвучны вышитым на украинских рушниках и сорочках. На создание этой красоты его вдохновили поездки в Прикарпатье и Закарпатье.
Весьма изысканный и набор для чая Петра Щербоноса «Бархат». Его название говорит само за себя. Бархат всегда был и является символом утонченного вкуса и изящества. А как хорош сервиз «Ягоды Карпат»! Можно бесконечно любоваться клубничным узором на нем. За почти сорок лет творческой работы Петр Щербонос создал более тысячи форм и рисунков для чайных сервизов. В сервизах Петра Щербоноса есть некая удивительная гармония, естественность и убедительная выразительность.
Настоящий шедевр — сервиз «Жасмин», созданный Василием Ковальчуком и Петром Щербоносом в тандеме. Роспись кобальта — чрезвычайно филигранная работа. Здесь недопустимо совершить ошибку, ведь тогда вся работа окажется бесполезной. Не случайно выбран и цветок — жасмин является символом грации и элегантности.
— Какой сервиз Бориславского завода ваш любимый?
— Чайный и кофейный сервиз «Зимонька» Петра Щербоноса, декорированный перламутровым люстром и надглазурной росписью золотом. К такой красоте невозможно оставаться безразличным. Узор переливается при игре света. Кажется, что это мороз разрисовал фарфор инеем.
Также не могу не сказать об уникальной вазе производства Бориславского фарфорового завода. Она попала ко мне от продавца, который нашел ее на помойке. Кто-то из нее мастерил светильник, а в конце концов просто выбросил. Я отмыла и восстановила вазу. У этого изделия очень интересная история. Оно экспонировалось на юбилейной выставке в Киеве по случаю столетия со дня рождения Леси Украинки. Работа посвящена воспеванию красоты человеческих взаимоотношений, стремлению к счастью, непостижимой силе большой любви. Любуясь вазой, вы погрузитесь в мир драмы-феерии Леси Украинки «Лесная песня». На берегу лесного озера, образовавшегося из маленького ручья, Лукаш играет на свирели о вечной любви лесной царевне. Она, в светло-зеленой одежде, с распущенными волосами, в звездном венке, услышав пение о красоте души и любви, просыпается от зимнего сна… Теперь ваза является украшением моей коллекции, насчитывающей около трех тысяч изделий.
— Интересно.
— А началась она со скульптурной пары Владислава Щербины «Карась и Одарка», которую мне 43 года назад подарили друзья. Коллекционирование — интересное хобби, оно мотивирует исследовать историю каждого изделия. Пополняя собрание, я встречалась с фарфористами, посещала музеи, читала соответствующую литературу. Полученными знаниями всегда делюсь с поклонниками украинского фарфора. Для меня коллекционирование не является коммерческим интересом. Впоследствии были изданы книги о Полонском заводе художественной керамики, Коростенском фарфоровом заводе и о фарфоре Ольги Рапай, Валентины и Николая Трегубовых. К сожалению, все фарфоровые заводы в Украине закрылись. Так что все это уже история. Среди моих экспонатов есть и сервизы. Их около десятка.
— Используете коллекционные сервизы в быту?
— Конечно. Особенно ценными — только на праздники, когда хочется создать особое настроение.
— Как считаете, стоит ли надбитую чашку или блюдце из сервиза выбрасывать?
— Лично я это делаю, потому что подвластна приметам. Да и считаю, что пить из надбитой чашки опасно.
— Дайте, пожалуйста, советы относительно сервировки стола винтажными сервизами.
— Винтажные сервизы — это красота и изысканность. Во времена, когда очень не хватает света, порадуйте себя, если есть возможность: накройте стол хорошей скатертью, украсьте букетиком полевых или садовых цветов, подавайте чай или кофе со сладостями в семейном сервизе. Соберитесь с родными за столом и наслаждайтесь каждым мгновением. Сегодня столь важны положительные эмоции и искреннее общение.
Ранее Людмила Карпинская-Романюк рассказала «ФАКТАМ» об особенностях сервизов Тернопольского фарфорового завода, работы художников которого хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства.
На фото в заголовке: Ковальчук. Сервиз для кофе «Маричка». Бориславский ФЗ. 1972
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк