Если для россии война в Украине — это прекрасная возможность утилизировать зеков и разномастный маргинес, что и туалетов в домах никогда не видел, то для нашей страны — это трагедия в которой страдает цвет украинской нации. Примером этого утверждения может служить история 20-летнего жителя Ровенской области Андрея Голопапы. Парень учился на физика в самом престижном вузе страны — КНУ имени Тараса Шевченко, однако в первый же день вторжения собрал рюкзак и отправился на войну. На фронте Андрей получил тяжелое ранение, потерял конечность, но вместо жалости к себе исповедует активную помощь своим побратимам. Об отваге студента, далее в этом материале.
Андрей Голопапа признается, что острое ощущение надвигающейся войны появилось у него еще осенью 2021 года. С инициативной группой парень проверял состояние столичных бомбоубежищ, приобрел военную форму и даже записался на обучение, на которое так и не успел попасть.
«Я ожидал этого и готовился. Просто надеялся, что времени будет немного больше», — объясняет Андрей.
Широкомасштабное вторжение рф застало парня в общежитии университета.
«Я сначала даже не понял, что меня разбудило. Потом услышал сирены, суету в коридоре, и понял, что началось вторжение. Несколько часов я еще пролежал в постели, потому что мозг отказывался воспринимать реальность. Потом взял все самое необходимое: документы, деньги, флаги и пошел в ближайший военкомат», — рассказывает парень.
Читайте также: «Оккупанты только на меня одного использовали противотанковую ракету. Считаю — это уровень»: история войны Дмитрия Устименко
На момент начала большой войны Андрею было всего 18 лет. Мобилизация в таком юном возрасте на войну и отсутствие никакого военного опыта, конечно же заставили изрядно переволноваться родных парня.
«Они ожидали от меня такого решения. Позвонил я им на следующий день после мобилизации, поэтому поздно было уже что-то менять. Они были шокированы, но прямо отговаривать меня не пытались», — уверяет Голопапа.
Студент говорит, что поступить иначе и не пойти на войну он просто не мог.
«Если бы я поступил иначе, то никогда себе не простил бы этого. Когда судьба ставит тебя перед таким важным выбором, у тебя есть шанс или сделать его и сделать что-то большое, или же остаться на окраине истории, так и не достигнув ничего важного в своей жизни», — подчеркивает военный.
Андрей попал в 101 бригаду, получив позывной «Отец»: частично из-за фамилии и частично из-за чрезмерного спокойствия. Первые месяцы большой войны парень с побратимами охранял «сердце» ВСУ — Генеральный штаб. А в сентябре 2022 года отправился на восточный фронт.
Студент признается, что боевого опыта у значительной части командования его бригады и рядовых солдат не было, поэтому приходилось учиться прямо на фронте. Впрочем, экзамены по боевому крещению, мотивированные военные сдали на «отлично».
«Один из взводов нашей роты, которая первой поехала на позиции, зашел слишком далеко, и россияне решили взять его в кольцо. Но буквально несколько часов боя и враг отступил. Как мы потом узнали из радиоперехватов, один взвод против двух рот противника выстоял с нулевыми потерями, положив около 80 россиян», — рассказывает Голопапа.
Конечно же и «учителя» оказались непростыми.
«Россияне используют тактику, так называемых, „мясных“ линий. То есть фактически нулевая линия обороны состоит из мобилизованных и фейковой этой „милиции“ днр. Таким образом, на передовой находятся именно эти „чмобики“, которые или без всякого боевого опыта, или имеют какой-то минимальный. А вот на первой и второй линии уже опытные военные, которые имеют пристрелянные позиции и точки. Поэтому россияне и опасные противники», — объясняет Андрей.
На фронте парень постоянно держал связь с матерью, а именно в момент ранения общался с ней.
Читайте также: Жизненный марафон несокрушимости Сергея Храпко: как ветеран войны без конечностей помогает побратимам
«Это произошло вечером. Я пришел с дежурства, ужинал и разговаривал по телефону с матерью. И в тот же миг прилетела мина. На фронте мы все привыкли прислушиваться к окружающим звукам, но тогда не было слышно „выхода“. Последнее что я услышал, это был свист, но среагировать времени не было. Мина пробила мне ногу, пролетела насквозь. Это был одиночный выстрел из миномета без предварительной пристрелки. Один выстрел — и я без ноги», — вспоминает Андрей.
Что чувствовала мать, которая на том конце провода услышала взрыв, трудно даже представить, ведь под плотными обстрелами оккупантов судьба сына была неопределенной. Побратимы положили Андрея на носилки и около 2 километров несли к эвакуационной машине.
«Мины ложились очень близко, ребята останавливались и даже накрывали собой меня, чтобы не ранило еще больше. Когда мы ехали, одна мина попала фактически возле колеса и пробила шину. Авто чуть не слетело в кювет, но водитель с трудом справился и вырулил. Вообще-то я обязан жизнью нашему боевому медику. Он не имел никогда боевого опыта, тем более опыта боевого медика, но очень быстро среагировал и наложил мне турникет», — вспоминает Андрей.
Вражеская мина посекла парню ноги, а левую конечность превратила в одну сплошную травму, поэтому в госпитале в Дружковке врачам пришлось ее ампутировать.
«В первые же секунды после ранения я понял, что ногу уже не спасти, ведь там не было никаких признаков, что это когда-то была конечность. Это просто были куски мяса, которые держались как на нитках», — рассказывает военный.
Читайте также: «Несмотря на боль, я надевал протез и шел дальше»: ветеран АТО в пешем ходе за неделю собрал для армии 3 млн гривен
Несмотря на поддержку родных и жены Татьяны, ампутация все же была тяжелым психологическим ударом для молодого парня. Однако, как признается сам Андрей, больше всего он переживал даже не из-за своего ранения.
«Это не было для меня супершоком. Ситуация могла быть гораздо хуже, потому что обломками мне посекло обе ноги. Когда поездил по госпиталям и смотрел на других ребят, то понимал, что все еще не так плохо. И конечно это было трудно воспринять. Однако труднее было смириться с тем, что это ранение, от которого надо отойти, и я не могу помочь своим побратимам, которые остались там на фронте», — объясняет военный.
Впрочем, вариант, как помогать своим побратимам, парень все же нашел: Андрей начал рисовать и продавать свои картины, таким образом, закрывая сборы для своей бригады.
«Раньше я вообще не рисовал. Но на это вдохновила меня жена, которая жила со мной в реабилитационном центре. У меня была контузия и очень трудно было от нее отойти. Врачи посоветовали заняться чем-то, чем раньше я не занимался. Тогда жена, которая является профессиональной художницей, предложила и мне научиться рисовать», — вспоминает Андрей.
А осенью 2023 года, уже уверенно чувствуя себя на протезе, парень вместе с другими травмированными ветеранами решился на невероятную авантюру — поход в горы.
«Захотел испытать себя, получить интересный опыт и оценить свои силы. Для любого человека восхождение в гору — это испытание, но в моем случае, да и вообще для всех ребят на протезах, труднее не восходить, а спускаться», — объясняет Голопапа.
Кроме того, Андрей даже успел одолеть велосотку. И все это на протезе! Историей своей несокрушимости парень демонстрирует те качества украинцев, которые по мнению военного, и приведут нас к победе.
«Это жажда перемен и нежелание сидеть, сложа руки. Как пелось в одной очень известной песне: „Ибо плач не дал свободы еще никому, А кто борец — тот приобретает мир“ (строки из гимна ОУН — Авт.) Так же и у нас: мы боремся, несем потери, платим тяжелую цену, но мы приобретаем. А к*цапы привыкли, что все им должно упасть с неба, поэтому лучше ничего не делать, поэтому и имеют то, что имеют», — резюмировал Андрей Голопапа.
Узнать больше о реабилитации воинов и пострадавших от войны в Украине, а также о помощи украинцам с инвалидностью, которые получили убежище в странах ЕС, вы можете на сайте организации EnableMe Ukraine. Задать вопрос эксперту и получить бесплатную помощь можно в сообществе EnableMe.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали историю машиниста поезда, который ушел на войну: «Пленные наемники были уверены, что пришли нас спасать от Степана Бандеры».