Национализированное год назад ПАО «Укрнафта» из-за коррупции и ошибок новых топменеджеров рискует погрузиться в глубокий кризис и пойти по пути остановленных во времена независимости и обанкротившихся госпредприятий, говорится в статье на портале «Телеграф».
Отмечается, что весь год после перехода рентабельного актива под контроль государства «Укрнафта» упоминалась в СМИ преимущественно не из-за значительных успехов и разрушения коррупционных схем, а наоборот.
В частности, вокруг «Укрнафты» разгорелся ряд скандалов из-за коррупционной составляющей. Так, стало известно, что ПАО после назначения гендиректора Сергея Корецкого стало помогать одиозным миллиардерам. Собственно, сам топ-менеджер уже фигурирует в четырех уголовных делах.
«Оказалось, что ПАО продает арестованный более 10 лет назад природный газ (себестоимость которого копеечная) по сниженным ценам. В то время как приближенным к Корецкому деятелям сливали огромные объемы этого газа всего по 18 тыс. грн за тысячу кубометров, для нужд украинцев „Нафтогаз“ вынужден был покупать тот же газ почти по 24 тыс. грн», — говорится в материале.
В то же время ПАО продает горючее для нужд ВСУ со значительной переплатой НДС. В цену 105 тыс. тонн дизтоплива для Минобороны на 5,4 млрд грн заложены и 20% НДС (это 902 млн грн). При этом постановление правительства № 178 дает право продавать горючее на нужды Сил обороны по 0%-ной ставке НДС.
Трубы компания покупает по завышенным в 1,5 раза ценам (по сравнению с 2022-м) у предприятия одного известного олигарха.
В то же время новый менеджмент ПАО начисляет себе заоблачные зарплаты: директор Корецкий зарабатывает почти $ 45 тыс. в месяц в «Укрнафте» и столько же — в «Укртатнафте», а другие «топы» ежемесячно получают от $ 10 тыс. до $ 19 тыс.
Еще одним фактом злоупотреблений стало сотрудничество «Укрнафты» с юркомпанией «Астерс» без всякого тендера. На услуги адвокатов ПАО выбрасывает 10 млн грн ежемесячно и 120 млн грн ежегодно.
В то же время из-за управленческого хаоса в ПАО Минобороны уже попыталось передать «Укрнафту» в управление Минэкономики. «Это потрясающее событие, так как изымались пакеты акций ПАО у миноритариев именно по специальному закону для нужд ВСУ приказами главнокомандующего, и новая позиция военных, которые, по сути, отказываются от этих изъятых активов, полностью нивелирует цель изъятия и его законность», — сказано в статье.
Что касается ключевого управленческого органа «Укрнафты» — Наблюдательного совета, — то он не функционирует. До сих пор отсутствуют независимые директора и аудиторский комитет.
«Еще одним подтверждением кадрового кризиса в ПАО стало резонансное дело против второго директора „Укрнефтебурения“ Юрия Марковцева, назначенного „Укрнафтой“. НАБУ и САП объявили подозрение этому топ-менеджеру по делу о хищении 1,3 млрд грн», — говорится в материале.
Также напоминается, что назначенный глава Наблюдательного совета Александр Грибан стал подозреваемым в расследовании НАБУ и САП о растрате 60 млн грн. При этом за год в ПАО прошли массовые кадровые чистки: квалифицированных работников высшего и среднего звеньев увольняли, а их заменили «доверенными, но некомпетентными лицами».
На этом фоне для ПАО еще утвердили нереалистичный финплан без ориентации на нужды ВСУ. А вдобавок оказалось, что аудит, заказанный Корецким (и ставший информационным поводом для обвинения в нарушениях в компании во времена предшественников), был ложным и сфальсифицированным.
«Не все так хорошо с показателями добычи, которую новый менеджмент обещал увеличить до космических размеров. Несмотря на грандиозные планы и обвинения „папередников“, добыча предприятия не увеличилась, а даже незначительно уменьшилась по сравнению с предыдущими годами… Следовательно, если суммировать результаты работы» «Укрнафты» через год после перехода ПАО под контроль государства, выводы можно сделать неутешительные", — резюмируется в статье.