Интервью

«Пользуясь посудой с петушком, вы программируете себя на успех и богатство», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк

20:30 — 26 ноября 2023 eye 1833

Важно ли для вас, из какой чашки пить чай? Умеете ли вы любоваться красотой сервиза? Считаете ли себя эстетом? Если хотя бы на два из трех вопросов вы ответили утвердительно, эта статья для вас. «ФАКТЫ» продолжают серию интервью об украинском фарфоре. Коллекционер и исследовательница отечественного фарфора, автор книг о нем Людмила Карпинская-Романюк сегодня рассказывает о сервизах Полтавского фарфорового завода.

«На блошиных рынках изделия Полтавского фарфорового завода встречаются очень редко»

— Со временем меняются мода в дизайне, вкусы и предпочтения людей, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Однако интерес к винтажному фарфору сегодня только растет, на что указывает увеличение цен на вторичном рынке. На блошиных базарах изделия Полтавского фарфорового завода, о котором сегодня пойдет речь, встречаются очень редко. Полтаву называют духовным центром Украины. Этот живописный город имеет давнюю историю. И именно здесь с 1964-го по 2006-й год функционировал Полтавский фарфоровый завод. Дата его введения в работу — 30 августа 1964 года. Планировалось создание посуды бытового назначения для массового потребления. В основном это были разные сервизы и тарелки. В 1971 году предприятие приобрело скоростную печь «ПАС-1», что позволило ему уже к 1972 году увеличить ежегодный объем с трех до 8,5 млн изделий. В ассортименте продукции появились чайные и столовые сервизы, сувенирные наборы, скульптура, которую использовали для оформления выставочных экспозиций. В 1970-х завод выпустил серию изделий, посвященных 800-летию Полтавы.

По центру чайника изображена девушка в украинском народном костюме, в венке с лентами. Декор других предметов подобен «мотивам вазона» в росписях украинской народной керамики. Красная гамма декора и золочения подчеркивают праздничность момента. Автор сервиза — заслуженный художник Украины Иван Вицько (1930−2011), вошедший в плеяду выдающихся художников ХХ — начала ХХI века. Его «фарфоровый почерк» прочитывается практически во всех формах, которые почти сорок лет своего существования выпускал Полтавский фарфоровый завод, где Иван Михайлович был главным художником (1964−1984). Все знавшие известного фарфориста отмечают его твердый характер, острое и меткое слово, принципиальность и безапелляционность в подходах к качеству и безупречности в производстве изделий. В коллекции Полтавского областного краеведческого музея хранится более 60 единиц продукции, автором которой является Иван Вицько. В то же время он был совершенно открыт к смелым экспериментам с формой, цветом, материалами, композициями.

— В чем особенность полтавских сервизов?

— В рисунках преобладал стилизованный растительный орнамент сочных, ярких цветов. У полтавских сервизов особый колорит.

— Заметила, что в украшении сервизов много не только цветов, но также фруктов и птиц.

— Это так. Скоро придет зима. В морозные вечера приятно прийти домой и согреться чаем в чашке с синей птицей, которая является символом счастья, истины и добра. Чайный сервиз «Птица счастья» создан в 1965 году Иваном Вицько.

— Пить чай из такого сервиза — мечта.

— Кстати, история этого напитка очень интересна. Она насчитывает около 5 000 лет. По легенде, открыл чай китайский император, который в летнюю жару лег отдохнуть под деревом, приказав слугам кипятить воду для питья. Сухой чайный лист упал в воду, император отведал это питье и остался очень доволен. Так появился чай. Есть разные варианты чаепития. К примеру, английская или китайская церемонии длятся несколько часов. Добавки к чаю могут быть разными — лимон, молоко, мед, варенье — клубничное, абрикосовое, черешневое… Особенно ароматный чай с мятой и смородиновым листом.

Вот именно из таких фарфоровых чашек — легких, тонких и звонких, как в сервизе «Слива», — традиционно пьют чай по-английски. Англичане наслаждаются напитком из классической пары — чашки и блюдца из фарфора или фаянса. Чайник для заваривания тоже лучше использовать фарфоровый. Джордж Оруэлл в своем знаменитом эссе A Nice Cup of Tea советовал пить из чашек цилиндрической формы, в которых напиток дольше остается горячим, именно такие простые формы имеют полтавские сервизы.

Читайте также: «Вам повезло, если вы являетесь владельцем коростенского сервиза», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк

«Петух был не только символом солнца, но и оберегом»

— Одним из важнейших атрибутов tea party in English является молочник, — продолжает рассказ Людмила Карпинская-Романюк. — Вопрос, как правильно наливать: молоко в чай или наоборот, до сих пор открыт, британцы уже несколько веков не могут прийти к единому мнению, но без молочника процесс невозможен. Обычно молочник изготовлен из тонкого белого фарфора, в нем молоко выглядит очень эффектно и аппетитно. Объем посуды может составлять от 100 до 300 мл. Вопрос использования сахара также дискуссионный. Многие англичане считают, что сахар портит вкус чая, но есть и поклонники сладкого чая. Для них обязательным атрибутом tea party in English является классическая фарфоровая сахарница. На столике у камина будет прекрасно выглядеть чайный сервиз на четыре или на шесть персон. Украинцы любят пить чай из чашек разного размера.

— Знаю, что очень интересный экспонат производства Полтавского фарфорового завода есть в коллекции первого в Украине музея фарфоровых фигур, созданного главным редактором «ФАКТОВ» Александром Швецом.

— Да. В одном из постов в соцсетях Александр Ефимович написал: «Скажу вам честно, встречать функциональные фарфоровые чайники такого размера мне не приходилось ни разу. Хотя даже в нашей коллекции чайников множество — и больших, и маленьких, и вообще миниатюрных английских в виде домиков, музыкальных инструментов, кухонной утвари, машин и т. д, и т. п. Есть чайники расписные — яркие до невозможности. Есть чайники, щедро покрытые позолотой. Есть „статусные“ советские чайники, как, например, знаменитый чайный сервиз „Бутон“ 1960-х годов выпуска Барановского завода — во главе с „купеческим“ доливным чайником на 3 литра. Такие „Бутоны“ высшего сорта шли в советские времена в основном на экспорт, а получить их можно было только благодаря связям в партийной или торговой номенклатуре. А тут такой шикарный чайник производства Полтавского фарфорового завода. Так вот, этот огромный и прекрасно вручную расписанный чайник (да еще практически не пользованный!) с двумя такими же огромными кружками мне посчастливилось приобрести несколько дней назад на еженедельной субботней встрече в Киевском клубе коллекционеров на Левом берегу. Не уникальная, возможно, находка, если посмотреть на работы, с которыми этому чайнику теперь придется соседствовать. Но то, что находка очень и очень редкая — это точно».

— Заметила, что петушок — один из любимых художественных образов в полтавских изделиях.

— Действительно. Для наших предков это была священная и важная птица. С петухом связано много поверий и обычаев в культурах разных народов. В древности петух был зооморфным символом солнца, считался распорядителем жизни, проводником мира на земле, глашатаем воли Божией. Петух был не только символом солнца, но и оберегом. Изображения петуха были на крышах домов и флюгерах. Нашли они свое отражение и в росписях полтавской посуды.

Петухов вышивали на рушниках и на подолах женских платьев. Будучи птицей солнца, петух издавна считался священным. Поэтому, пользуясь посудой с петушком, вы программируете себя на успех и богатство. Желаю, чтобы петушки на вашей посуде приносили в ваши дома солнечную радость, создавали положительное настроение и оберегали тепло семейных отношений.

Ранее Людмила Карпинская-Романюк рассказывала «ФАКТАМ» о сервизах Сумского фарфорового завода.

На фото в заголовке — чайный сервиз с петухом, созданный Иваном Вицько в 1965 году

Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк