Деньги

«Из-за забастовки польских перевозчиков цены на газ для авто выросли, а в некоторых сетях газ исчез вообще»: эксперт о ситуации на рынке топлива

20:01 — 26 ноября 2023 eye 1656

О влиянии военных действий на стоимость топлива в Украине, а также о возвращении довоенного НДС на цены на топливо, повышении акциза на автогаз и реакции бизнеса «ФАКТАМ» рассказал эксперт, основатель одной из сетей АЗС Дорел Пентелейчук.

— Какая сейчас ситуация на рынке топлива в Украине? Какова тенденция в целом?

- Сейчас цены на топливо в Украине полностью зависят от мировых цен на нефть и курса гривны. После возвращения довоенных налогов на топливо были опасения относительно роста цен на бензин до 60 гривен за литр и дизельного топлива до 57 гривен. Как мы могли видеть, на некоторых АЗС стоимость на топливо действительно достигла такой отметки в ноябре, а иногда и превысила ее. Однако по состоянию на сегодня общую ситуацию удалось несколько стабилизировать. По данным Минфина средняя цена по состоянию на 18.11.2023 на А-95 даже немного снизилась с 55,30 до 55,14 грн за литр топлива, на дизель — с 55,58 грн до 55,43 грн за литр.

Ситуация в будущем будет сильно зависеть от действий оккупантов, в частности от их попыток спровоцировать очередной блэкаут. Согласно прошлогоднему опыту, когда по всей стране произошли перебои с электроснабжением и население и промышленность вынуждены были использовать генераторы, стоимость топлива выросла на 10%. Обеспечение стабильности и надежности поставок топлива является ключевой задачей в условиях возможных угроз для электроэнергетической системы. Поэтому владельцы и операторы АЗС интенсивно изучают ситуацию, уделяя внимание как факторам мирового рынка, так и внутренним событиям в стране, чтобы адекватно реагировать на любые изменения в ценах и спросе.

Читайте также: Объезжайте их стороной: названы сети АЗС, где вместо бензина заливают суррогат

— Как война повлияла на рынок топлива в стране по состоянию на сейчас?

- После масштабного вторжения и уничтожения нескольких нефтебаз цены на горючее стремительно выросли. Правительство решило тогда исключить акцизы и НДС из стоимости топлива, что позволило удержать цены на уровне сорока пяти гривен за литр. Однако в августе 2023 года эти решения были отменены и цены пошли вверх. Сегодня украинская нефтяная инфраструктура работает в условиях постоянной угрозы со стороны россии. Ранее наша страна имела внутреннюю переработку нефти благодаря двум ныне разбомбленным нефтеперерабатывающим заводам. Теперь мы зависим от прямых поставок горючего. Агрессивные действия, направленные на Дунайские порты и общее разрушение инфраструктуры, оставляют наземный транспорт единственным надежным звеном в системе поставок топлива. Это привело к большим колебаниям цен. Несмотря на эти вызовы, мы успешно приспособились к условиям и обеспечиваем стабильный поток топлива в страну.

— Ощущается ли дефицит? Из каких стран экспортируем топливо? С каким видом топлива ситуация тяжелее?

- Сейчас ситуация с топливом в Украине является контролируемой и дефицита не предвидится. После прекращения прямого импорта из россии и беларуси нашей стране удалось расширить источники поставок и получать топливо от десятков стран. В третьем квартале 2023 года основными экспортерами топлива в Украину стали Греция (73 млн долларов), Литва (64 млн долларов), Индия (49 млн долларов), Польша (49 млн долларов) и Турция (35 млн долларов). Совместно эти страны обеспечивают почти половину потребления нефтепродуктов в Украине, в то же время доля одной из них не превышает 14%. Также нефтепродукты начали поступать от новых поставщиков, в частности, доля Соединенных Штатов составляет 4,5%. Больше всего топлива поступает из Польши и Румынии.

Читайте также: В Украине появится топливо красного и зеленого цветов: для кого оно предназначено и изменятся ли цены на АЗС

За последние месяцы такой альтернативный вид топлива, как сжиженный газ, стал объектом значительного внимания и обсуждений, поскольку он стоит примерно вдвое меньше, чем бензин или даже дешевле. Однако, к сожалению, его стоимость постоянно растет, и на отдельных АЗС уже приближается к 35 гривен за литр. Сентябрьская цена сжиженного газа составляла примерно 26 гривен, что свидетельствует о быстром росте стоимости в течение короткого периода. Основные трудности в ситуации с газом возникают из-за логистических проблем, в частности, забастовки перевозчиков на польской границе. Большинство сжиженного газа в Украину транспортируется грузовиками и поэтому появляется дефицит этого вида топлива в стране.

— Ценники на топливо сейчас ползут вверх. Чего ожидать до декабря и конца 2023 года? И почему?

- После возвращения довоенного налогообложения и роста акцизов на нефтепродукты рынок немного оправился и стабилизировался. Поэтому о стремительном дальнейшем повышении цен на топливо сейчас речь уже не идет, скорее наоборот, при отсутствии новых кризисов можем ожидать их снижения. Теперь все будет зависеть только от мировых цен на нефть, курса гривны и геополитических условий. Военные события и угрозы, связанные с российской агрессией, могут продолжить создавать неопределенность и трудности в восстановлении инфраструктуры, что влияет на надежность поставок топлива. Возможность провокаций и блэкаутов может привести к увеличению спроса на топливо, что усилит давление на цены.

— Один из основных факторов подорожания топлива в Украине — возвращение довоенного НДС. Как на это отреагировал бизнес?

- Полный возврат налогов включает в себя рост НДС на нефтепродукты с 7% до 20%, акциза на бензин — до 213 евро за тысячу литров, на дизтопливо — до 139,5 евро за тысячу литров. Акциз на автомобильный газ остался на уровне 52 евро.

Читайте также: Украинских водителей предупредили о новой афере с бензином

В течение первого месяца рынок топлива оставался относительно стабильным благодаря хорошо сформированным запасам, которые игроки накопили в мае и июне, даже превысив ожидания. Однако, как известно, запасы имеют тенденцию заканчиваться, и дальше пошел стремительный рост цен. В целом, если сравнивать цены до и после возвращения налогов, разница составляет: для А-95 — 8 гривен, дизеля — почти 10 гривен. Сейчас ситуация стабилизировалась и, если не будет никаких новых кризисов, цена может пойти на снижение.

- Автогаз на сегодня остается самым доступным по цене видом автомобильного топлива. О необходимости повышения акциза на автогаз заговорил председатель парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, депутат-«слуга» Даниил Гетманцев. Такое заявление вызвало шквал критики. По вашему мнению, целесообразно ли это и законно ли? Если это произойдет, то какую цену на газ можно ожидать?

- По моему мнению, настала пора для унификации «топливного» налога в Украине. Должно быть справедливо, чтобы акциз на каждый литр моторного топлива — бензина, газа, дизеля — был одинаковым. Для меня справедливость в этом вопросе — главное. Почему водитель автомобиля на бензине должен платить в четыре раза больше акциза (213 евро), чем тот, кто пользуется газом (52 евро)? Сейчас законодателями планируется повысить акциз, но сделать его на 20% ниже акциза на бензин, поскольку он имеет меньшую энергетическую ценность и более высокий расход.

Ожидается, что повышение акциза приведет к росту цены на газ примерно на 4,5 гривны за литр. В обычных обстоятельствах это повышение подняло бы цену на газ с 26,5 до 31 гривен за литр. Однако из-за забастовки польских перевозчиков ситуация стала нестандартной, и цены выросли даже до 34−35 гривен за литр, а в некоторых сетях газ исчез вообще.

С учетом этого повышения, при цене бензина на уровне 55 гривен за литр, можно ожидать, что стоимость газа будет составлять 56% от цены бензина.

Ранее «ФАКТЫ» писали, как водителям тратить меньше бензина при езде в холодную погоду (5 советов).