Политика

Игорь еремеев: «политического кризиса в стране нет, но он может возникнуть, если власть и оппозиция пойдут на конфронтацию»

0:00 — 14 января 2006 eye 277

Глава парламентской фракции «народников» считает, что сейчас определяющим фактором в украинской политике стал «компромисс» между всеми ее участниками Фракции и депутатские группы, так жестко поступившие во вторник с правительством, проголосовав в едином порыве за его отставку, эксперты уже называют членами нового парламентского большинства. Причем оппозиционного. В такой конфигурации его состав еще недавно был нереальным. Но наши народные депутаты умеют объединяться, когда захотят. Что и продемонстрировали члены фракций Компартии, объединенных социал-демократов, блока Юлии Тимошенко, «Регионов Украины» и Народной партии, практически единогласно проголосовав за отставку Кабмина Юрия Еханурова. Пожалуй, наибольшей неожиданностью для наблюдателей стало присутствие в этой коалиции сторонников спикера Владимира Литвина. Поэтому «ФАКТАМ» было интересно узнать от лидера парламентской фракции Народной партии, народного депутата Игоря Еремеева, каково его мнение обо всем, что происходило в стране в последние дни.

«Когда я слушал выступление Юрия Ивановича, у меня сложилось впечатление, что Еханурова подставили»

- Игорь Миронович, так в чем же все-таки причина того, что большинство парламентариев выразили свое недовольство работой правительства, которое они столь неожиданно отправили в отставку?

- Причиной, как вы сами, конечно, понимаете, стал «газовый кризис» и сомнительный вариант его разрешения. Договор о поставках газа подразумевает перспективу национальной безопасности на десятилетия вперед. Курировать же этот процесс с украинской стороны пришлось людям, не имеющим, скажем так, опыта ведения ключевых переговоров на столь высоком уровне. Народная партия и Народный блок Литвина давно говорили об этой проблеме, еще до того, как ситуация превратилась в анекдотическую. Вспомните, как наши высокопоставленные чиновники, функциональными обязанностями которых было обеспечение энергетической безопасности страны, ездили в Москву на переговоры с переводчиками. Видимо, для того, чтобы продемонстрировать свои непомерные амбиции. В итоге Украина получила кулуарный договор, подписанный ночью (при этом принципов формирования данного документа досконально не знает фактически никто), и победные возгласы переговорщиков. Мол, мы договорились — и будет теперь счастье всем.

Процесс подписания контракта был настолько непрозрачным и запутанным, что не мог не вызвать у здравомыслящих людей целый ряд вопросов.

- Каких, например?

- Коль российская сторона предлагала Украине газ по старым ценам на первый квартал 2006 года (то есть до выборов, в зимний, наиболее затратный и энергоемкий сезон мы могли платить по 50 долларов за тысячу кубометров), почему наши переговорщики не пошли на эти условия? Почему, если украинская сторона «победила», правительство теперь предлагает населению Украины платить на 25 процентов больше за потребляемый газ?

Так что выяснить это у Кабмина мы хотели отнюдь не из вредности, как сейчас это преподносят. Народные депутаты гораздо чаще, чем члены правительства, встречаются с простыми людьми. И вопросы по газовым проблемам нам доводилось выслушивать неоднократно. Ответов мы не знали и хотели получить их от министра Ивана Плачкова и руководителя «Нефтегаза» Алексея Ивченко, которых пригласили в парламент. Хотели, чтобы они объяснили нам, что случилось в Москве в ночь с 3 на 4 января, чтобы свою победу и выгоду для «маленького украинца» продемонстрировали с помощью цифр, а не слов. Мы готовы были даже к тому, что «энергетические» руководители назовут нас перестраховщиками, обвинят в раздувании бури в стакане, но зато аргументированно растолкуют свою позицию. Плачков и Ивченко Верховную Раду проигнорировали. Вопросы остались без ответов.

- Но ведь перед высшим законодательным органом выступил премьер-министр…

- Когда я слушал выступление Юрия Ивановича, у меня сложилось впечатление, что Еханурова подставили, — премьера вывели на трибуну отвечать за чужие грехи. Его ответы были туманны, звучали общие, ничего не объясняющие фразы о газовом договоре. Не было конкретных цифр, не услышали мы ничего ни о принципах формирования новой цены на газ, ни о самом договоре. Неуважение, которое исполнительная власть проявила к власти законодательной, еще можно было как-то перетерпеть, но Кабмин показал, что он не желает ничего объяснять своему же народу.

- И поэтому депутаты организовали отставку Кабмина?

- Я не знаю, какие мотивы голосовать за отставку были у других парламентских фракций и групп, но у Народной партии и Народного блока Литвина не было договоренностей с коллегами по сессионному залу. Мы руководствовались тем, что ситуация непрозрачная, вызывает массу сомнений, и тем, что между парламентом и правительством возникли опасные для страны недомолвки.

«Новую команду Кабмина парламент не будет покупать, как «кота в мешке»

- Как вы оцениваете реакцию власти на отставку Кабмина?

- Реакция исполнительной власти была абсолютно неадекватной. Угрозы Юрия Луценко, недопустимый как для юриста правовой нигилизм Николая Катеринчука, заявления пресс-секретаря Ирины Геращенко от имени Президента, которые он потом дезавуировал, заявления представителей «Нашей Украины» были невзвешенными. Это очень настораживает — мы считаем, что власть во вторник вечером сделала попытку ввести народ в заблуждение. Якобы в стране политический коллапс, кризис. Потом появились комментарии о том, что парламент завалит любую кандидатуру на пост премьера, представленную Президентом. Это неправда. Например, Народная партия за все время президентства Виктора Ющенко всегда подставляла плечо власти — и во время утверждения на посту главы Кабмина Юлии Тимошенко, и во время голосования за Юрия Еханурова, и в бюджетном процессе… Мы всегда действовали, исходя из интересов государства и во имя сохранения стабильности.

Информационный маховик запущен, но нам нужно всем свыкнуться с мыслью, что Украина сейчас живет как парламентско-президентская страна, где политические противостояния необходимо решать прагматично, последовательно и конституционно, без истерик по поводу происходящего. Народный блок Литвина не считает, что в государстве кризис. Мы готовы обнародовать принципы и пути разрешения данной ситуации, мы готовы предоставить свое видение создания и дальнейшей работы нового Кабмина.

- Каковы же эти принципы?

- Чтобы они были понятны, сразу хочу отметить, что к персоне Юрия Ивановича как к премьеру у «народников» нет никаких предубеждений. Очень жаль, если у кого-то сложилось противоположное мнение. За короткий срок своей работы на посту премьера он зарекомендовал себя компромиссной фигурой. Но Ехануров как руководитель получил в наследство подчиненных, среди которых, во-первых, слишком много политиканов, реализующих в ходе избирательной кампании лишь свои политические амбиции, во-вторых, непрофессиональных менеджеров. Часть чиновников расслабилась и уповает на «авось», часть — ушла на выборы. В результате мы получили газовый контракт, который сулит непонятные последствия для украинской экономики и отечественной газотранспортной системы.

Возвращаясь к принципам, хочу сказать, что Юрий Ехануров, равно как и кто-либо другой, имеет все шансы найти поддержку у депутатского корпуса уже в ближайшие дни, но только в том случае, если власть поймет, что страна уже живет в новой реальности — в реальности парламентско-президентской формы правления, которая вступила в силу как де-юре, так и де-факто. Отставка правительства — рядовое событие, которое в парламентско-президентских республиках случается довольно часто. Чтобы рядовое событие не превратилось в кризис, мы готовы поддержать президентскую кандидатуру, но новую команду Кабмина парламент не будет покупать, как «кота в мешке». Пакет министерских должностей должен быть компромиссный. Должны быть учтены все пожелания и рекомендации парламентской коалиции, которая готова проголосовать за новый состав правительства, в котором не должно быть места непрофессионалам и министрам-политиканам.

- Думаете, исполнительной власти так легко будет свыкнуться с мыслью о потере части полномочий?

- Власть должна пережить ту ломку, которая сегодня у нее происходит в связи с перераспределением властных полномочий. Новый состав парламента не будет сильно отличаться от нынешнего, в нем будут представлены примерно те же политические силы, что и сейчас. Поэтому Президенту необходимо уже сегодня начать устанавливать балансы и паритеты, учиться выстраивать принципиально новую систему сдержек и противовесов, а также отдавать себе отчет в том, что теперь определяющим фактором в украинской политике стал «компромисс» между всеми ее участниками. Естественно, с учетом ответственности перед обществом. Сейчас главное  — успокоиться и понять, что никакого кризиса нет. Но он может возникнуть, если исполнительная власть и оппозиция пойдут на еще большую конфронтацию.