6 декабря (по новоюлианскому календарю) верующие в Украине с этого года отмечают День святого Николая — самого уважаемого в народе святого. Память о нем хранится как у православных, так и у католиков и протестантов. По преданию, Николай родился в III в. в греческом городе-колонии Патара (тогда принадлежал Римской империи). Родители Николая были христианами, и впоследствии он захотел посвятить свою жизнь Богу. После учебы в Мире (Ликия) Николай получил должность епископа Мирликийского. Священника уважали за добродетель, а популярность Николая была залогом его позиции и влияния. Умер Николай в Мире (сегодня Демре) примерно в 342 году. Во дворе церкви, где он служил, установлен памятник (Николай с детьми). День смерти отмечается как День святого Николая.
Какие образы Николая создали наши предки и какие традиции связаны с днем этого святого, «ФАКТАМ» рассказала Нина Главацкая, этнограф, старший научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины в Пирогово.
— С давниз времен относились к святому Николаю с большим уважением и у нас его считали вторым после Бога, — уточняет Нина Главацкая. — Об этом свидетельствует и то, что в каждом доме еще сто лет назад была икона Николая Чудотворца. В нем ощущали потребность в силу его универсальных возможностей. Ведь святого считали защитником детей, покровителем бедных, покровителем путешественников, пекарей, торговцев, моряков, а также земледелия, животноводства
По преданию, родился Николай в III в. в городе Патара (Римская империя) в богатой семье, впоследствии стал священником, принял сан епископа в Ликийском городе Мире. Жизнь посвятил богоугодным делам. Как свидетельствуют легенды, молитвами унимал бури на море, спасал моряков и делал много доброго людям. Например, однажды спас от смертной казни воевод, которые были неправедно обвинены царем. Сон, в котором святой явился царю, был настолько реальным и убедительным, что воевод помиловали…
И даже мощи святого Николая, хранящиеся в Италии (в городе Бари), обладают чудодейственной силой и не раз исцеляли больных. Так что святого называют Николай Чудотворец, Николай Мироликийский, Николай Мирский, Николай Мирийский, Николай из Бари, а день святого Николая называют еще Днем Зимнего Николая.
Первые упоминания о праздновании Дня святого Николая относятся к VI в. (тогда в честь святого построили храм в Константинополе). В честь святого Николая Мирликийского, покровителя мореплавателей, назван украинский город Николаев. Культ святого развился до разделения христианской церкви, и Николая уважают и православные, и католики, и протестанты. По преданию, князь Владимир Креститель привез в Киев из Херсонеса первый образ Чудотворца. В Десятинной церкви построили отдельный алтарь, посвященный именно святому Николаю, где и хранилась первая икона с его изображением.
С XI в. стали отмечать в Украине-Руси Николая дважды в год — 9 мая (в память о перенесении мощей) и 6 декабря (дата смерти святого). Деяния доброго чудотворца Николая сделали его самым важным из святых и стали причиной появления многих легенд. Так, однажды святой Касьян спросил Бога, почему Николая два дня в год чествуют, а ему приходится ждать раз в четыре года. На что Всевышний ответил: «Так он на небе не сидит, на земле дело делает, а ты барином оделся, на небе уголки подпираешь. Будут тебя люди бояться, но не будут уважать» … Жива другая легенда о вдове с детьми, которая бедствовала и каждый вечер плакала, потому что не знала, как спастись. Однажды утром увидела узелок с деньгами и очень обрадовалась. Помолилась и поблагодарила искренне за добро, а потом догадалась о заботе святого Николая.
Люди всегда верили, что стоит только помолиться святому, как он все устроит: «О всеблагий отче наш Миколаю, пастирю й вчителю всіх, хто з вірою звертається під захист твій і теплою молитвою благає тебе: поспіши й захисти Україну нашу й всяку країну християнську та й увесь світ захисти й збережи святими твоїми молитвами від землетрусу, наступу чужинців і народних заколотів, міжусобиці; від голоду, пошесті, потопу, вогню, меча й наглої смерті всяку людину охорони. І як помилував ти трьох чоловіків, що у в'язниці сиділи, та спас від гніву царського й кари смертної, так і нас, що розумом, словом і ділом у пітьмі гріхів перебуваємо. Спаси нас від гніву Божого і вічної кари, щоб за твоє клопотання й поміч та Своєю благодаттю й милосердям надав нам Христос Бог тихо і без гріха прожити на цім світі, і не засудив нас стояти ліворуч, а сподобив нас стати праворуч зі всіма святими й увійти в Царство вічної слави Бога. Амінь».
Читайте также: Когда в Украине колядуют и кому это можно делать
И всегда мореплаватели, казаки, брали с собой в дорогу образ Николая Чудотворца (его можно увидеть и в кабинах водителей). А поскольку святой не хотел обретать славу на чужом горе, то делал все тайно. В древности говорили: «Навіть коли від тебе відвернуться Бог і всі святі, все ж помолися Миколаю, щоб допоміг».
Считалось, что святой Николай покровительствует миру. Потому и говорили: «На Микольщину клич друга й ворога — обидва будуть друзями». И такой ритуал називався «Микильські братчини». К этому дню пекли пироги и варили пиво из ячменя нового урожая. Созывали гостей и во время трапезы по кругу пускали чашу с напитком. Эти пиршества становились символом взаимного прощения и примирения. Этнографы считают, что у праздника мощные корни еще с дохристианской поры: «братчину» устраивали в честь языческих богов — например, в честь бога животных Велеса (есть толкование, что он был дохристианским прообразом Николая). Считалось, что в дорождественские времена мир находится в космическом хаосе: нарушался баланс между силами зла и добра. И варка пива словно напоминала это брожение сил, в которые верили наши предки. И в народные традиции, изучаемые учеными, привнесено многое из древности, что передавалось из поколения в поколение.
— Обычно в это время зима окончательно завоевывала землю, крестьянину можно было попраздновать и с долгами рассчитаться, — продолжает Нина Главацкая. — А кто не успел этого сделать вовремя, то говорили: «Як не віддаси борг до Миколи, то не віддаси ніколи».
Не обходилось без обрядов. В этот день ждали «первого полазника» — человека с положительной энергией, который первым должен был зайти в дом и стать предвестником благополучия и благосостояния на следующий год. Как и на Введение (21 ноября), Рождество (25 декабря), так и на Николая важно, чтобы полазником стал добрый, здоровый и хозяйственный мужчина. И даже скот в этот день поздравляли с праздником. Чтобы перестраховаться по поводу «полазника», хозяин сам утром обходил двор, кормил животных, заходил в дом и говорил: «Дай, Боже, добрий день, щоб худібонька здорова була і я з тобою, зі своєю жоною». Таким образом находился «первый полазник». На Киевщине после церкви хозяин со святой водой, паляницей и щепоткой соли шел окропить хозяйство, скот и зерно, приговаривая: «Святий Миколаю, помилуй та сохрани нас від усякого лиха!» Ритуал выполнялся, потому что обряды являлись реальным рычагом упорядочения жизни людей. И сила вербальной магии была велика.
В этот день девушки традиционно перебирали вещи и наводили порядок в своих сундуках — готовили наряды, украшения, в которых будут встречать сватов.
С давних времен День святого Николая праздновался весело. Люди утром в красивых одеждах шли в церковь. После службы Божьей устраивали пир: ждали соседей, родственников, кумовьев, чествовали Николаев и Николаевичей, еще утром в церкви им пели «многая лета». По всей территории Украины устраивали обеды в честь Николая. А когда садились за столы, то приговаривали с радостью: «А світла зоря над світом зійшла, а за цим столом нам родина вся. І святий Миколай за столом сидит і нас усіх глядит». Хотя и пост, стол был праздничным, акцент делался на вареники с разными начинками, не обходилось без голубцов с пшеном, выставлялись в ассортименте постные блюда, также разрешалось употреблять рыбу, а не только есть каши и овощи. На Харьковщине существовал обычай праздновать трехдневные Николаевские святки, на которые варили кутью (на Слобожанщине — из ячменя) и компот, чтобы в следующем году обеспечить урожай на рожь и плоды. В этот день издавна приветствовали снежную зиму. Обычно запрягали в сани лошадей и отправлялись кататься вокруг села, чтобы узнать «скользкий ли снег».
Разумеется, на Николая ждали главного ночного гостя — Николая-Чудотворца, поэтому зажигали свечи, читали молитвы. В народе с этого дня уже начиналась подготовка к Рождеству. Заранее готовили подарки, пекли печенье, приглашали музыкантов, созывали гостей, учили колядки, устраивали вертепы. Начинались предрождественские базары и ярмарки, когда девушки и парни могли покупать разные принадлежности, чтобы шить себе костюмы. А уже совсем скоро их ждали обрядовые игры и вечерницы.
В Западной Европе веками то вспоминали о святом Николае, то забывали, то снова возрождали традицию дарить подарки от имени Николая, но уже чаще привязывают ее к Рождеству. Конечно, доброго святого ждали дети, а залогом встречи с ним являлись доброта, воспитанность, послушание, трудолюбие и искренность. Традиция одаривания детишек возникла в Германии, где родители готовили на подарки одежду, лакомства, школьные принадлежности. Свертки готовили тайно — словно они от Николая. Со временем обычай переняла Польша, а затем и Украина.
Николай пришел к нам из Европы, и он приносит подарки на Рождество. Сегодня самый известный в англоязычных странах персонаж Санта-Клаус, который путешествует в санях с оленями. Образ святого Николая постепенно перестал ассоциироваться со святым, превратившись в мифический образ Санта-Клауса. Санта уже коммерческий проект, хотя в нем соединились образ Николая с традиционным для многих народов Рождественским Дедом. Во Франции дети рады Отцу Рождества, в Италии ходит Рождественский Дед, в Грузии — Снежный Дед, в Швеции — Рождественский Гном, в Греции — Василий, финские дети ждут Рождественского Козла.
У всех народов есть верования в архаических предков, которые приходят навестить потомков как хранители рода. Есть языческие корни и в культе нашего Николая, который имеет вид седовласого Деда. Когда призываем души умерших, то эти небесные стражники как бы удостоверяются, достойные ли у них потомки: если все хорошо, то одаривают, а если нет, то наказывают. Поэтому на Сочельник создают образ достатка. Отсюда в традициях навести порядок в доме, уставить едой стол, соблюсти запреты, а также выполнить определенные обряды и провести ритуалы. Николай кладет подарки под подушки или в носки. Из Галичины, где 6 декабря наведывался Николай к детям, традиция распространилась на Правобережье страны.
Сейчас главную елку Украины тоже традиционно зажигает святой Николай — добрый волшебник, отождествляемый с образом Николая Чудотворца. Дети пишут Николаю письма с пожеланиями, для него открывают резиденции в городах Украины. Николай одет в ризу с золотой отделкой (сейчас часто наряжается в вышиванку или вышитую ризу), в руках держит посох, а появляется в сопровождении ангелов и эльфов, а также чертиков, указывающих на послушных детей и озорников.
Воспитанным детям святой Николай всегда кладет под подушку подарочек, а непослушным — прутик, предупреждение и напоминание: надо исправиться. В древности в семьях дети очень ждали Николая и готовили стихи, песни, молитвы, делали гирлянды из орешков, яблочек, печенья, подвешивали их к сволоку, чтобы Николай и в следующем году посетил этот дом. Обычно отец переодевался и исполнял роль святого.
На Николая выпекали обрядовое печенье «николайчики». В одних местах его делали до праздника (детям), а иногда после, чтобы потом дарить разрисованную выпечку колядникам на рождественские праздники. В печенье добавляли мед, а украшали с помощью природных красителей и с применением цветной глазури. Печенье было сухое, а за счет меда могло долго храниться. В Полтавской области «николайчики» делали большие — где-то до 50 см (всадник, конек, барышня, ангел, фигурка Николая, сердечко, петушок, сапог, елка
Перед праздниками нужно было убрать дом, а вот в День Николая нельзя было этого делать, а еще прясть, шить, вязать, есть мясо, яйца и другие продукты животного происхождения. Не принято давать в долг, не рекомендуется делать ремонт или стирать. В праздник нельзя ссориться, ругать детей, не положено отказывать в помощи нуждающимся.
Наступают Никольские морозы, поэтому среди примет, связанных с этим днем, есть следующие: если день холодный и ясный — год ожидается урожайный, если теплый день — жди суровых морозов, большой иней — на урожай хлеба, если же идет дождь — хорошо уродят озимые, морозные дни — к большому урожаю хлеба и овощей, если дороги заметает снегом, то и «дорозі не стояти від Миколи до Різдва». По погоде в этот день определяли, каким будет весенний Николай: сколько выпало на 6 декабря снега, столько же травы будет 9 мая.
Три декабрьских праздника называли Николаевскими, поэтому появились некоторые пословицы: «Варвара (4 декабря) постеле, Сава (5 декабря) погладить, а Микола стукне», «Варвара показує дорогу, Сава мости мосте, а Миколай пригвозде». А еще в народе говорили: «До першого Миколи не буває холодно ніколи», а «Від другого Миколи не буває тепла ніколи», «Хвали зиму після Миколи».
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о народных обрядах, ритуалах и правилах, которые соблюдались в древности на Рождество.