Алексею Гребенкину с позывным «Фазан» всего 32. Война пришла в его жизнь в 23 года, в 2014-м. Встав в ряды армии, понял, что это дело ему по душе. Военная карьера складывалась, личная жизнь налаживалась. Но в родном Мариуполе снова пришлось встречать врага… Впереди были бои, оборона «Азовстали» и плен.
Как сообщает Морская охрана Госпогранслужбы Украины, защитник окончил металлургический лицей. Однако избрал не менее закаленное дело. В 2012 году пошел на срочную службу в ВСУ и остался, подписав контракт. Служил в Одессе, в 28-й отдельной механизированной бригаде. Был участником тактических учений, побывал почти во всех регионах Украины, а также в Германии. Как командир взвода отвечал более чем за двадцать бойцов.
Служба подарила Алексею любовь. Будущая жена Ольга была медиком в подразделении.
В 2014 году Алексей в составе своего подразделения попал в зону боевых действий на Донецкое и Луганское направление. Вспоминает, как буквально за один-два дня их подразделение из-за потерь личного состава и техники оперативно перебазировали в другое место. Тогда они чудом избежали «Иловайского котла». Алексей выезжал с побратимами на скутере, потому что всю технику враг уничтожил. Марьинка, Красногоровка, Станица Луганская, Счастье… И так до 2019 года. Короткая ротация, и каждый раз новое место боевых действий. Получил контузию. С рождением дочери Алексей, чувствуя родительскую ответственность, но не желая оставлять любимое дело, сменил профессию и перевелся в 23-й отряд Морской охраны Госпогранслужбы.
В родном Мариуполе его и застало начало полномасштабного вторжения. На определенных позициях моряки-пограничники заняли оборону. Опыт боевых действий, которыми обладал Алексей, очень помог ему и побратимам: позиции держали надежно. Держались бы и дальше, но из соседнего района по радиостанции передали, что наши попали во вражескую засаду. Выдвинулись на выручку и были вынуждены там остаться. Мариуполь был в полном окружении. Враг захватывал дом за домом. Силы противника превосходили в разы. Пограничники стали прорываться на «Азовсталь». Для многих та дорога вдоль моря стала последней. На комбинате дежурили на дальнем посту, который назывался «Гора».
У врага имелась современная техника и тепловизоры. Позицию щедро отрабатывал танк. Там Алексей получил минно-взрывное ранение, неподалеку упал вражеский снаряд. Побратимы эвакуировали в полевой госпиталь. По живому удалили самые большие осколки и стабилизировали состояние. 16 мая началась эвакуация из «Азовстали».
«Сначала нас привезли в накопительный лагерь в Еленовке (где россияне в июле 2022 года устроили теракт с целью убить пленных „азовцев“. — Авт.), впоследствии распределяли кого куда, — рассказал Алексей. — Я попал в колонию в Свердловске Луганской области. Там провел самые долгие полгода. Медицинская помощь только первичная, а ранение постоянно напоминало о себе. Однако тяжелее всего было выдержать информационный вакуум. Никаких новостей из-за колючей проволоки. Никто не знал об обстановке в стране. И враг этим манипулировал».
Обмен стал неожиданностью. Пленных выстроили и дали несколько минут на сборы. Грузовик куда-то повез. Конечно, Алексей верил в чудо, надеялся всем сердцем, что это дорога домой. Но когда подъехали к другой колонии, надежда почти угасла. Там еще забрали военных и снова повезли. Сутки неизвестности и наконец — выстраданная свобода. Встреча с семьей и объятия, когда не надо слов. Сначала попал на лечение. Затем длительная реабилитация.
Последствия плена до сих пор сказываются. Но, несмотря ни на что, Алексей — в строю, со своими, вместе приближают Победу. Указом Президента Украины Алексей Гребенкин награжден орденом «За мужество» III степени.
Ранее в Кабмине назвали количество украинских военных, которые находятся в плену.
Читайте также: «Ответили, что могу обратиться к путину»: чтобы узнать, жив ли ее единственный сын, мать пошла на отчаянный шаг