Даже на 649-й день войны на Донбассе идут тяжелые бои, хотя по плану контрнаступления они должны были завершиться через несколько недель. Причиной стало то, что в начале контрнаступления сил обороны Украины все пошло не по плану и главнокомандующему ВСУ Валерию Залужному пришлось менять тактику, несмотря на рекомендации американцев.
Об этом говорится в материале The Washington Post, пишет УП .
По данным издания, 47-я отдельная механизированная бригада 7 июня должна была начать контрнаступательные действия, и за первые 24 часа продвинуться почти на 9 миль в село Роботино, чтобы в дальнейшем освободить Мелитополь и перерезать российские пути снабжения. Однако реалии оказались иными.
Командир взвода 47-й бригады Олег Сенцов рассказал, что плотность минных полей и обстрелов превзошла все ожидания, потери людей и техники были слишком велики, многие бойцы «впервые переживали шок от боя» и отходили на перегруппировку, чтобы снова вступать в кровавый бой.
На четвертый день генерал Залужный увидел сгоревшую западную военную технику, после чего приказал войскам приостановить атаку до того, как будет уничтожено все ограниченное украинское вооружение.
Вместо того чтобы совершить первый же день прорыв на 9 миль (почти 14,5 км), украинцы за почти шесть месяцев с июня продвинулись примерно на 12 миль (19,3 км) вглубь и освободили несколько сел. Даже Роботино удалось уволить далеко не за два дня, а Мелитополь все еще недостижим.
Также WP сделала ключевые выводы на основе отчетов по этой кампании.
Прежде всего, 70% военнослужащих 47-й бригады, которая вела контрнаступление и была оснащена новейшим западным вооружением, вступили в бой без боевого опыта.
Кроме того, неудачи Украины на поле боя привели к разногласиям с США относительно того, как лучше прорвать глубокую российскую оборону.
После этого командующий американскими силами в Европе не мог связаться с украинским главнокомандующим в течение нескольких недель в начале кампании на фоне напряженности из-за разного видения решений на поле боя.
Анализируя неудачи, каждая сторона обвиняла другую в ошибках и просчетах. Американские военные пришли к выводу, что Украина недоработала в базовой военной тактике, в частности, в использовании наземной разведки для понимания плотности минных полей. Украинские официальные лица заявили, что американцы, похоже, не понимают, как боевые дроны и другие технологии трансформировали поле боя.
В целом, Украина вернула себе лишь около 200 квадратных миль (почти 518 кв км) территории ценой тысяч погибших и раненых и миллиардов долларов западной военной помощи только в 2023 году.
Авторы статьи обращают внимание на то, что почти через полгода после начала контрнаступления кампания превратилась в «войну постепенных побед».
Американское командование, участвовавшее в планировании наступления, пыталось убедить Киев сконцентрировать силы в одной ключевой точке в Запорожье. Однако команда Залужного планировала наступать на трех направлениях, одновременно сдерживая армию россии.
«Когда президента Украины во время встречи с генсеком НАТО в конце сентября спросили, почему его военные продолжают перебрасывать столько сил на восток, а не на юг, Владимир Зеленский ответил, что если россияне потеряют восток, они проиграют войну», — пишет WP.
Зеленский признал, что среди его командиров существуют разные взгляды. Но большинство высокопоставленных украинских военных продолжали считать, что перебрасывание большего количества войск на один участок фронта не приведет к прорыву. Новые попытки россиян захватить Авдеевку подтвердили опасения украинского командования.
Напомним, что по оценкам Генерального штаба ВСУ, которые были озвучены во время визита главы Пентагона Ллойда Остина в Киев, сейчас Украина нуждается в 17 миллионах снарядов, а для деоккупации всей территории Украины требуется сил и средств на 350−400 миллиардов долларов.