ГЕНДАЛЬФ, ФРОДО И ГОЛЛУМ, ГАЛДРИЭЛЬ
Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Время выпуска: 2005
Скульптор: Eva Maria Cuerva
Высота: 42 cm
Лимитированная серия
Исследователи западной литературы давно уже обратили внимание на то, что имена этих двух английских писателей Льюиса и Толкиена — вовсе не случайно упоминаются в одном ряду. И тот, и другой были филологами. Оба преподавали в Оксфорде (правда, позднее Льюис перешел в Кембриджский университет). Оба были верующими христианами. Более того, Льюис и Толкиен были приятелями, основали кружок «Инклингов», оба писали мифологические романы для детей. Да и сходство их знаменитых книг — «Хроник Нарнии» и «Властелина колец» — сразу бросается в глаза.
При этом Льюис был ярым поклонником туризма и часто совершал пешие походы. Толкиен же походам предпочитал короткие прогулки, хотя и не был полным домоседом. В то время, как Льюис считал себя убежденным холостяком, Толкиен являл собой образец семьянина. Льюис был протестантом, а Толкиен — католиком. Льюис открыто выражал религиозность в своих произведениях (достаточно вспомнить «Письма Баламута»), Толкиен же сторонился прямой проповеди. К тому же, Толкиен был не в восторге от того, как сделаны (в литературном плане) «Хроники Нарнии», и не слишком благосклонно отнесся к браку Льюиса. Дело в том, что в 1957 году Льюис женился на американке Джой Давидман. Она уже умирала в больнице от рака, но после заключения брака Джой чудесным образом выздоровела. Вместе с Льюисом они прожили ещё три счастливых года.
22 ноября 2023 года исполнилось 60 лет со дня смерти Клайва Стейплза Льюиса (1892−1963), которого многие знают не только как писателя, но ещё и как христианского апологета. Кстати говоря, уход Льюиса в иной мир практически никто не заметил, так как именно в день его смерти большая часть англоязычного мира была охвачена новостями о смерти тридцать пятого президента США Джона Кеннеди. Когда профессор философии из Бостонского Колледжа Питер Крифт в конце 1960-х годов пришел к издателям и предложил им рукопись своей небольшой книги под названием «К. Льюис. Критическое эссе», издатели отвели ему так: «Нам нравится ваша книга, но, думается, что звезда Льюиса взошла уже давно и вскоре должна закатиться. Его время закончилось. Через двадцать лет никто не будет читать К. С. Льюиса».
Прошло больше двадцати лет. И в очередном издании своей книги Крифт напомнил не только о том, что их пророчество так и не сбылось, но и обратил внимание скептиков на то, что «количество книг о Льюисе умножается почище мух, слетающихся на мед». Более того, сегодня сложно назвать какого-то другого автора, которого бы так активно читали и протестанты, и католики.
Еще при жизни он попал на обложку журнала «Тайм» (Time) как один из самых популярных писателей в мире. А в наши дни его книга «Просто христианство» стала одной из наиболее цитируемых и влиятельных религиозных работ XX столетия. Как тут не вспомнить известные слова о том, что одно дело быть известным при жизни, а другое дело остаться таковым через много лет после своей смерти.
19 сентября 1931 года после ужина в Магдален-колледже профессор английского языка Хьюго Дайсон (1896−1977), а с ним Льюис и Толкиен решили прогуляться вдоль реки Червел и обсудить природу метафоры и мифа. После того, как поднялся сильный ветер, срывавший листья с деревьев, они вернулись в комнату Льюиса и продолжили свой разговор там. Теперь уже говорили преимущественно о христианстве. Толкиен откланялся в три часа утра и отправился домой. Льюис и Дайсон провели в беседе еще около часа. Что же произошло за этот короткий промежуток времени?
Вот короткий отрывок из биографии Толкиена, который поможет понять характер беседы, произошедшей между двумя друзьями:
- Но ведь мифы — ложь, пусть даже ложь посеребренная, — возражал Льюис.
- Нет, — ответил Толкиен, — мифы — не ложь. И, указав на большие деревья, ветви которых раскачивались на ветру, привел другой аргумент.
- Ты называешь дерево деревом, — сказал он, — не особенно задумываясь над этим словом. Но ведь оно не было «деревом», пока кто-то не дал ему это имя. Ты называешь звезду звездой и говоришь, что это всего лишь огромный шар материи, движущийся по математически заданной орбите. Но это всего лишь то, как ты ее видишь. Давая вещам названия и описывая их, ты всего лишь выдумываешь собственные термины для этих вещей. Так вот, подобно тому, как речь — это то, что мы выдумали о предметах и идеях, точно так же миф — это то, что мы выдумали об истине.
- Мы — от Господа, — продолжал Толкиен, — и потому, хотя мифы, сотканные нами, неизбежно содержат заблуждения, они в то же время отражают преломленный луч истинного света, извечной истины, пребывающей с Господом. Воистину, только благодаря мифотворчеству, только становясь «со-творцом» и выдумывая истории, способен человек стремиться к состоянию совершенства, которое было ведомо ему до падения. Наши мифы могут заблуждаться, но тем не менее они, хотя и непрямыми путями, направляются в истинную гавань — в то время как материальный «прогресс» ведет лишь в зияющую пропасть, к Железной Короне силы зла…"
В одном из писем к Артуру Гривсу Льюис написал, что именно та беседа, которая состоялась осенней ночью, стала для него переходом от веры в абстрактного Бога к вере в конкретного Христа. В своей книге «Настигнутый радостью» Льюис упоминает: «Я тогда еще ничего не знал о Воплощении». Теперь же, когда он обратился от общей веры в Бога к более конкретной вере во Христа, история самого Христа стала пониматься им, как истинный миф: миф, который воздействует на нас таким же образом, как и другие мифы, но только с той огромной разницей, что описанное в нем случилось на самом деле.
«Здесь и только здесь, единственный раз в истории, миф становится истиной, Слово — плотью, а Бог — человеком», — напишет впоследствии Льюис…
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.