45-летняя Людмила Овчарук до 24 февраля 2022 года работала главным бухгалтером частного предприятия в Ирпене. Прилетев в Канаду по специальной миграционной программе для украинских граждан, спасающихся от войны, CUAET со старенькой мамой, дочерью, сестрой, племянником и тремя домашними животными, она боялась, что здесь не выживет. «Но я нашла друзей, жилье, работу по специальности и своего парня, который чинит мою машину, пишет всякие глупости на ночь и гордится, что я украинка. Бубнит об этом всем, где мы бываем», — говорит Людмила.
Хотя тарологи, знакомые и все вокруг уверяли, что войны не будет, тревожный чемоданчик был у Людмилы наготове.
— Вдруг сестра сообщила, что компания, в которой работает ее старший сын, срочно вывозит всех своих сотрудников в Дубай, — вспоминает Людмила. — Мы, на всякий случай, решили уехать из Ирпеня в Трускавец: моя дочка, которой как раз предложили путевку в санаторий в Трускавце, я, сестра и ее младший сын. Наша мама уезжать не захотела. Сказала: «Никогда дом не оставлю, отец здесь умер, значит, и я здесь умру».
Я собирала вещи на Трускавец в расчете на три недели. В конце обвела взглядом комнату и вдруг подумала: «Может, я вижу свой дом в последний раз!» И положила в чемодан мамино золото. 19 февраля мы, смеясь и шутя, уселись в поезд «Киев — Трускавец». А 24-го началась война.
Они с сестрой смогли вытащить из оккупированного Ирпеня маму, которая пряталась в погребе вместе с двумя котами мейн-кунами, и отправились вместе в Польшу. Там знакомая сестры предоставила им свой дачный домик в деревне. Ждали возвращения домой, но война продолжалась.
Людмила буквально тряслась над своей семьей. В 2014 году трагически погибла ее старшая дочь. Тогда она чуть не сошла с ума. До сих пор носит внутри страшную боль. Поэтому, схватив младшую дочь и маму, женщина отчаянно искала для них самое безопасное место на земле. Боялась, что война придет и в Европу. И они отправились в Канаду.
— Мама посмотрела в Польше на нашу суету и, заливаясь слезами, сказала оформлять визу и ей, — вспоминает Людмила. — В Канаду добирались так: самолет «Варшава-Париж», «Париж-Монреаль». Я умудрилась забыть рюкзак и сумку на ленте осмотра, а там деньги, документы, визы, все! Если бы мама не спросила уже возле гейта, где мои вещи, в самолет бы не попали. Еще и при посадке в Монреале пожилой женщине позади нас стало плохо, она упала и пена изо рта пошла…
В Монреале очень долго продолжалось оформление: украинцы по прилету должны были получить разрешения на работу. Очередь страшная, я думала, что коты подохнут в переносках. Уже на выходе таможенник отправил нас на дополнительный осмотр, думала, у меня сейчас крышу снесет. Выстояли там очередь (в обоих аэропортах в Париже, и Монреале я возила маму на коляске, потому что у нее плохо с ногами плюс давление 190 на 100)… Дальше нас отправили на обязательную регистрацию и анализ на ковид, а это в другой конец аэропорта. Потом мы еще ехали 7 часов на автомобиле до дома, который нам предоставила местная церковь в Канаде.
Была как в тумане. Была цель — улететь. Подальше. Чтобы российская рука не достала. А когда долетела и осознала, где ты и что ты — стало страшно. Страшно так, что первое время волосы клочьями выпадали. Потому что прилетела в страну за тысячи километров от дома, без знания языка, с больной матерью, дочерью-подростком, собакой, котами… Я села на пороге, закурила и задала себе честно один-единственный вопрос: «И какой план? Есть ли у тебя план, Люда?» А его не было.
— Нас посадили на карантин по ковиду на 10 дней, — продолжает Людмила. — Как только выпустили, мы отправились оформлять документы. Легче всего было оформление водительского удостоверения и получение налогового номера. Водительское оформила за 10 минут — сдала украинское, заполнила анкету, меня сфотографировали на канадское удостоверение, заплатила 90 долларов и все. Документ пришел по почте.
— Какую-то помощь платили?
— Пособие по прилету украинцам по программе CUAET разовое — 3000 канадских долларов на взрослого и 1500 на ребенка. Это деньги, благодаря которым я сразу смогла купить авто, потому что прилетела с 500 долларами в кармане. Поэтому, еще сидя на карантине, и затем целый сентябрь 2022 года, я рассылала резюме — на повара, на сиделку, на бухгалтера, на работника супермаркета, на бог знает кого, кофе носить, полы мыть. Я искала должности, где не требуется хороший английский и чтобы не вагоны разгружать. Поэтому все амбиции, собственное эго и какие-то понты были выброшены в помойку, я просто должна была найти любую работу, потому что жизнь здесь недешевая, а сэкономить мало где можно.
В какой-то момент меня охватила паника, что я могу ничего не найти, и я начала писать во все кафе и рестораны, где предлагала себя в качестве помощника повара или кухонного работника. Поэтому, когда меня пригласили на первое собеседование в супермаркет «Волмарт», в отдел мяса, рыбы и сыра, я с огромным воодушевлением поехала.
Не знаю, что мне помогло пройти то собеседование, я ничего не понимала, гугл-транслейтер почему-то не работал, я бэкала и мэкала, но тем не менее меня через 3 дня пригласили на тренинг. Счастье было! Я нашла работу, почти сразу, я так радовалась! Мы получали товар, раскладывали его по полкам сначала на складе, потом контролировали, что заканчивается на полках в торговом зале…
Списание, уценка, неликвид
— Дочь адаптировалась?
— Дочка, ей 15, пошла в школу, ей там очень понравилось. Если на завтра запланирована контрольная по математике, это уже не отчаяние и «Мама, можно я завтра не пойду?», а «Мама, в общем-то я эту тему поняла, но можешь погонять меня по примерам, чтобы я закрепила?» Это уже сознательный интерес к предмету. Меня это очень радовало. Детей здесь любят настолько, что даже не придется самим что-то искать и делать. Вас найдут, пригласят на встречу, зачислят в школу, и я не знаю еще ни одного ребенка из Украины, который бы ныл, что ему не нравится канадская школа.
— Очень тормозил язык, — продолжает Людмила. — Потому я нашла себе репетитора, а дочка продолжила занятия со своим репетитором из Ирпеня. До хорошего (я даже не говорю свободного) английского нам еще далеко. Нереально выучить хорошо язык за такой короткий период, разве что сидеть по 3−5 часов ежедневно и заниматься, я знаю и таких людей. У меня такой возможности не было. Что-то учила своими силами, что-то с репетитором, многое дает окружение и природная любознательность. В конце концов сдала экзамен по английскому на пять, это хороший балл. А с апреля 2023-го устроилась на работу в канадскую бухгалтерию помощником бухгалтера.
Помогла канадская компания по трудоустройству. Я к ним ездила дважды, оставляла резюме, общалась. Диплом не понадобился, я в резюме указала свое образование и стаж, и этого было достаточно. В общем, думаю, что меня и одну девочку с Филиппин (у нее вообще никакого опыта нет, она до прилета в Канаду работала в туристическом бизнесе) взяли исключительно по результатам собеседования и потому, что у нас сравнительно небольшие зарплаты. Ну, может, я им еще понравилась. Очень уж я их смешила на собеседовании, которое проводила старший бухгалтер и главный кадровик. Потом поняла: канадский работодатель, увидев, что вы веселый, улыбчивый и приветливый человек, может закрыть глаза на ваш опыт и взять.
Много времени было потрачено на тренинги, нам выдали по блокноту, и мы пункт за пунктом писали все нюансы, операции
— Чем отличают канадские бухгалтерии от украинских?
— Кто в теме, тот знает, что украинский бухгалтер мало когда бывает искренне счастлив на работе. Ну разве что когда кучу налоговых разблокировали (о, чудо!) или внезапно премию дали. Здесь, в Канаде, работники счастливы. Смех раздается постоянно. Даже не смех — хохот. Они не боятся, не живут в постоянном стрессе. Потому что на каждый участок есть несколько работников — контролер, старший контролер, старший над старшим… Каждая бумажка и каждая бухгалтерская операция проверяется разными людьми и на всех этапах. В то время как украинский бухгалтер часто исполняет роль и бухгалтера, и кадровика, и финансового директора, и юриста, а случается, и пожарного инспектора. Как все успевать делать качественно, к тому же радоваться жизни? Когда еще и со стороны налоговой прессинг и штрафы?
— Канадские мужчины, какие они?
— Совершенно другие. Вот до мелочей! Они живут сегодня. Особо не рефлексируют, не загадывают наперед. Не дарят цветы. Не пользуются парфюмерией, не заморачиваются из-за своей внешности. Обычно ходят с бородами или щетиной. Неважно, что дырка в джинсах, машинное масло на рукаве, сапоги в грязи, а бейсболка еще прадеда видела — им так комфортно и все. Я это поняла, познакомившись со своим бойфрендом.
Я покупала в Канаде машину осенью прошлого года в городе, который за120 км от моего. Дилер написал у себя на странице, мол, украинка купила у нас авто! И ко мне стало стучаться в друзья много канадцев, которые поздравляли и спрашивали, все ли у нас хорошо, нравится ли Канада. Дружелюбная нация. Постучался и Даниэл. Потом однажды прислал в мессенджер этот глупый палец вверх, который многие случайно присылают. Я написала: «Ты кто?» Так и завертелось.
А я как раз прошлой зимой впервые влетела в оленя, их здесь много на дорогах, отбила бампер и погнула передок. Жаловалась, что дома бы уже давно все «порешала», а тут даже не знаю, куда обратиться. И Даниэл предложил помощь. Я моталась к нему в город за 120 км, он вез меня к своему кузену (другу, соседу), и они мне за символические деньги чинили кто что. На Даниэла и не смотрела как на бойфренда, не мой типаж, но он так искренне помогал, советовал, договаривался, ездил в магазин запчастей — забирал, привозил… А их диалоги на СТО!
В Украине это звучит так: «Саня, твою же налево, держи, сильнее держи!» — «А (пи-пи-пи), где ключ на 12???» — «В (пи-пи-пи), ищи скорее, сегодня это ведро надо доделать, потому что завтра бэху пригонят».
А теперь СТО в Канаде. Даниэл и его товарищ общаются исключительно на французском. Меня усадили в кресло, а сами лазят вокруг машины и разговаривают. «Парле, турле, манси, ганси» — «О, шурле, фурле, луэ мануэ». Кажется, что сейчас из сумерек выйдет сам Шарль Азнавур и затянет французскую песню. Какой же красивый этот французский! Кажется, что парни не мои стертые напрочь тормозные диски обсуждают, а то, как прекрасно на свете жить и любить. Так и растопил Даниэл мое сердце… Своей бесконечной заботой, деликатностью и французским языком.
— Расскажите о нем.
— Ему 49. На 4 года старше. Оператор тяжелой техники, хотя сейчас работает немного в другой сфере — они разрушают старые дома, а потом разбирают их полностью, чтобы и следа не осталось. Очень тяжелая и опасная работа, но они почти все так работают — тяжело, почти без отпусков и больничных. Таков суровый канадский парень. В то же время он не любит грубых женщин, когда женщина курит, алкоголь, МакДональдз, еду на ночь… А я такая! Но ведь вцепились друг в друга…
— Украинскую кухню ваш парень оценил?
— Он человек простой и неприхотливый. Когда дело не касается еды, хотя сам не готовит ничего сложнее яичницы. Итак, на сегодня имею промежуточные результаты. Борщ не зашел. Но я сама виновата, приготовила ту версию, которую мы варили с дочкой Олей на урок труда, без натуральной свеклы, а со свеклой из банки… И это мало напоминало мой борщ, где ложка стоит и кость свиная торчит, разваренная и разомлевшая. Оливье — тоже нет. Съел для годится две ложки. Баклажаны, жаренные на гриле под майонезом с чесноком и укропом… Ну, песня же, а не блюдо! Но тут эти баклажаны выплевывались с выпученными глазами и только и звучал вопрос, что за «фак» я ему дала? Обидно, потому что я очень люблю баклажаны.
Интересно, но когда я нашла в одном магазинчике говяжьи почки, сердце, печень и начала это сгребать в корзину, Даниэл удивился, не многовато ли для нашей собаки 4 кг такого «ливера»? «Какая собака?! — возмутилась я. — Мы сами все это едим». Даниэл решил, что я шучу. И когда готовила печеночный торт, думала: «Ну и не ешь, канадский избалованный мужик. Мне больше будет! Но он с аппетитом съел весь кусок, а тот был не маленьким. Еще больше он меня ошарашил, когда очень высоко оценил мой обычный винегрет, ленивые голубцы, пирог со шпротами, спагетти болоньезе. А вот яблочная шарлотка — нет…
Вот иногда смотрю на него. Чудаковатый. Абсолютный канадец с индиано-французскими корнями. Очень часто неадекватный по моим меркам… Может стукнуть меня по плечу. Будто я мужик или бог знает кто. На замечание хлопает своими длинными ресницами и говорит, как заводная игрушка: «Лав ю ту мач»… И в то же время…
Один черт подрезал меня на дороге и показал палец в окно. И Даниэл был немного смущен, что обидели его женщину. Он попросил меня остановить машину, вылез, очень долго кричал (из всего я поняла только бесконечное «фак ю»), а потом достал из багажника… ружжо. И тогда я поняла — мы навеки вместе. Ружжо, люди! Самое настоящее, то, что стреляет. Он с ним на лося ходит. Я с ним навсегда в безопасности. (Смеется).
— Любовь на всю жизнь?
— Я не буду ничего говорить, хотя мы на днях и обручились. Вместе пока не живем, я живу с мамой и дочерью, они на моем обеспечении, поэтому для меня это главное — чтобы они ни в чем не нуждались.
— Что бы вы посоветовали украинцам, которые хотят найти убежище от войны в Канаде?
— Быть готовыми к труду, к сложностям. К тому, что халявы здесь нет. Не надеяться, что тут, как в Европе, будут что-то платить, кормить.
— А мама как считает? Ей нравится в Канаде?
- Нравится только потому, что она больше не сидит в погребе. Плачет часто, тоскует и звонит родным в Украину. Она и сейчас три дня тихо, а три рыдает, мол, лучше бы я осталась, хотя бы похоронили возле Пети, возле нашего папы. А так, мол, на чужбине, да еще далеко так… сожжете меня, здесь всех сжигают, а я не хочу, я христианка…
Но я стараюсь сделать ее жизнь хорошей, насколько это возможно. Покупаю то, что она любит кушать, провожу вечера с ней, потому что ей нужно выговориться, иногда везу в город, чтобы она на людей посмотрела и себя показала. Тогда она даже губы красит…
— Вопрос, который часто задают уехавшим. Вы вернетесь?
— Конечно. Даниэл знает, что я каждый божий день мечтаю возвратиться домой. Я ежедневно — в новостях из Украины. Долго считала себя дитям мира, но тут поняла, что я дитя Украины… А он настроен очень серьезно, у него сумасшедший страх, что я могу уехать. Однажды даже попросил узнать, что нужно оформить канадцу, чтобы Украина его впустила, когда будем возвращаться: «Люда, я с тобой!»
Фото из семейного альбома