Общество и люди

«Айзика Зусьмана называли на Волыни королем фарфоро-фаянсового дела», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк

21:00 — 7 января 2024 eye 1455

История украинского фарфора — одна из самых интересных страниц в отечественной культуре. Сегодня речь пойдет о Каменнобродском фаянсовом заводе, который выпускал удивительно красивые сервизы. Ранее «ФАКТЫ» публиковали рассказ коллекционера об украинской «щедривке в фарфоре и фаянсе».

В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала о фаянсовой посуде, которая поражает изысканностью и красотой.

«Возвращение завода к жизни после страшных испытаний было настоящим чудом»

- Первым человеком в фарфорово-фаянсовой династии в Каменном Броде был Зельман Зусьман, который основал здесь завод в 1874 году, а продолжил ее по окончании Венского университета его сын — Айзик-Фишель (Феликс) Зельманович Зусьман. Айзик Зусьман расширил на Каменнобродском фаянсовом заводе производство, пригласил специалистов из Германии. До 1892 году здесь около 200 работников выпускали фарфор с использованием саксонских деколей и красок. Продукция реализовывалась в Германию, Польшу, Австрию. Однако 6 августа 1892 года на заводе произошел сильный пожар. К счастью, производственное оборудование было спасено. Айзик дополнительно закупил зарубежное, что позволило не только повысить качество продукции, но и механизировать ручной труд. Завод снова отстраивали, но в долг, который хозяин выплачивал в течение 10 лет. Предприятие быстро набирало темпы роста объемов производства, выпуская вазы, тарелки, сервизы, малую пластику и другие изделия. Айзика Зусьмана называли на Волыни королем фарфоро-фаянсового дела. А в 1916 году, снова вспыхнул пожар. Только через десять лет после пожара завод реконструировали. Изделия этого периода сегодня встречаются нечасто. В основном, это вазы и тарелки, украшенные объемными цветами и расписанные вручную. Новым испытанием для завода стала Вторая мировая война. Во время боев были уничтожены машинное отделение и маховик машины.

Возвращение завода к жизни после страшных испытаний было настоящим чудом. Запуск производства осуществила группа настоящих энтузиастов во главе с директором Иосифом Талько, который до войны был председателем Каменнобродского колхоза. Масштабное восстановление началась только в 1952 году с приездом новоназначенного директора Саввы Миндаширова. Преодолев сопротивление руководства отрасли, он сумел доказать целесообразность массового выпуска посуды в Каменном Броде: близко расположены сырьевые ресурсы, достаточно проточной воды, рядом — железная дорога. Были выделены средства для постройки цехов. Цеха оснастили новой техникой, установили механизированную сушку, полуавтоматы для формовки фаянсовых изделий. В 1967 году предприятие достигло объемов дореволюционного выпуска. Белоснежные тарелки, разнообразные сервизы, расписанные радужными узорами, с красочным дизайном, практичные в быту наборы посуды с маркой Каменнобродского фаянсового завода на протяжении десятилетий пользовались спросом и расходились по всей стране.

Читайте также: «Окунуться в атмосферу зимней сказки и ожидания чудес мне помогают воспоминания из детства», — мастер Мария Румилова

— Интересно.

— Настоящий расцвет местного фаянсового производства связан с приходом на должность главного художника завода Аси Микеевой в 1963 году. Творчество Микеевой в созвездии украинских мастеров занимает достойное место. Она по-особенному умела видеть красоту.

Это был человек, страстно влюбленный в поэзию жизни, в творческий труд, в душе которого был неисчерпаемый источник молодости, любви, человечности и добра.

Об Асе Сергеевне Микеевой (10 марта 1932 — 5 июля 2012) в Каменном Броде до сих пор рассказывают все, кто связан с заводом. Говорят о ее страстной влюбленности в фаянс, о ее неисчерпаемой фантазии, о том, как рождались разнообразные формы, об огромном количестве задумок. И каждый раз они становились все смелее.

— Что было для нее источником вдохновения?

— Это мог быть узор на рушниках или старинный кувшин, или редкий полесский женский костюм, или девушка, пришедшая к колодцу набирать воду. А случалось просто ее внимание привлекут бабочки над цветком. Одних только эскизов у нее набиралось огромное количество. А ей все казалось мало.

«Легонько постучите по чашке или тарелке, даже при легких прикосновениях фарфор начинает звенеть, у фаянса звук глуше»

— Дизайн сервизов до сих пор не потерял актуальности. Не правда ли?

- В этом сезоне в моду вошла посуда в форме фруктов, овощей и листьев, а самым модным элементом природного декора стали грибы. Скандинавский стиль отличают близость к природе, продуманный минимализм и утонченная простота. Созвучен этому стилю столовый сервиз (на фото выше), выпускавшийся в маленьком городке еще в 1980 — те годы.

А вот ваза с крышкой, которая символизирует достаток в сельской хате — для сметаны, к ней шесть тарелочек для блинов.

.

— Как отличить фарфор от фаянса?

- Фаянс представляет собой плотный мелкопористый черепок белого цвета, покрытый глазурью. Для изготовления используют почти такие же компоненты, что и для фарфора, но в других пропорциях. Как отличить керамику от фаянса? Посмотрите изделие на свет. Фаянс абсолютно непрозрачен и всегда покрыт глазурью, а фарфор, как правило, полупрозрачный, соответственно, тонкостенные изделия могут частично просвечиваться. Легонько постучите по чашке или тарелке, даже при легких прикосновениях фарфор начинает звенеть, у фаянса звук более глухой.

Читайте также: «Пользуясь посудой с петушком, вы программируете себя на успех и богатство», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк

— В 1976 году Каменнобродский фаянсовый завод отметил свое столетие. Какова была его судьба в дальнейшем?

- «Сейчас, — рассказывала в 1986 году Ася Сергеевна журналисту областной газеты А. Янушевскому для фоторепортажа „Солнечные росписи“, — мне стало работать легче. Имею несколько помощниц. После окончания Миргородского керамического техникума к нам приехали выпускницы Любовь Горбань и Людмила Жила-Райковская. Девушки одаренные. За короткое время они создали до десятка образцов, которые уже выпускаются серийно».

После окончания вуза был направлен на Каменнобродский завод художник и скульптор Василий Грицак, который впоследствии стал главным художником мануфактуры. С детства Василий брал в руки кисть, глину и рисовал, лепил. Зов талантливых предков прошлых веков привел Василия Грицака в 1983 году на отделение художественной керамики Львовского государственного института декоративного-прикладного искусства, который он закончил в 1988 году. На заводе он внедрил в производство немало новых наборов, сервизов, ваз и тому подобное.

Тогда никто не мог предположить, что приближаются сложные и тяжелые времена. К сожалению, Асе Сергеевне, как и другим фарфористам Украины, пришлось пережить упадок родного предприятия, подобная горькая участь постигла все фарфоро-фаянсовые заводы.

Последняя реконструкция на заводе была начата через год после ее ухода на пенсию. Когда художественную службу возглавила Людмила Райковская, стиль декорирования полностью изменился (1999 — 2009). Рядом работали Яна Баргилевич и Лиля Корнилова, с детства влюбленные в прекрасное. Чудесный мир фарфористки воплощали в своих изделиях, чтобы ожили они всеми цветами радуги, зацвели разноцветьем.

Читайте также: «Цветочная посуда создает в доме особенно уютную атмосферу», — эксперт по фарфору Людмила Карпинская-Романюк

Мастерицы пытались найти то неповторимое, свое, присущее их мировосприятию и ощущению. И талант, который им послала судьба, помогал в творческой работе. Волшебная посуда непременно привлекала покупателя и добавляла ему настроения. «Кто последний?» — такой вопрос всегда можно было услышать в немалой очереди за изделиями Каменнобродского фаянсового завода. И дело не только в тогдашнем тотальном дефиците столовой посуды. Покупателям импонировал художественный вкус, с которым изготовлены сервизы, наборы для кофе, салатницы, а также то, что ассортимент продукции на заводе ежегодно обновлялся. Ведь фаянсовая посуда выдержана в стиле загородного дома. Округлая, классическая их форма является классикой в мире фаянса. Абсолютной изюминкой стали красиво сочетающиеся цвета.

Ася Микеева до последнего верила в то, что ее родной завод оживет. Более 500 белоснежных оригинальных образцов посудных наборов, разнообразие сервизов, расписанных радужными узорами, декоративных блюд и других изделий, практичных в быту, тиражировавшихся большими и малыми сериями, расходились по всей стране, но… Весной 2009 года после нескольких перепродаж Каменнобродский фаянсовый завод остановился окончательно, его оборудование стало металлоломом. А через пару лет, когда весь лом вырезали и вывезли, превратился в руины, оставшиеся от былой славы мануфактуры, которая была известна во многих странах мира.

Ранее «ФАКТЫ» публиковали рассказ Людмилы Карпинской-Романюк об изысканных фарфоровых сервизах с зимними мотивами.

Фото в заголовке: Л. Корнилова. Сервиз для кофе «Голубой ирис». Каменнородский фаянсовый завод. 1998

Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк