Культура и искусство

Известный скульптор и эксперт в области изобразительного искусства олег пинчук: «еще раз взгляните на старые картины в вашем доме — вполне может оказаться, что вы миллионер»

0:00 — 20 января 2006 eye 748

О тайнах мира коллекционеров и антикваров Олег Пинчук рассказал читателям «ФАКТОВ», едва сам не став на днях жертвой ограбления

Мир антикваров закрыт и таинственен. Здесь крутятся большие деньги — и этим все сказано. Предметы старины — картины, скульптуры, иконы — стоят десятки тысяч долларов, иные даже миллионы! Приобрести их в Украине можно в антикварных салонах и галереях, в частных коллекциях любителей старины и на аукционах.

Аукционы тоже, правда, мероприятия закрытые. О присутствии на них журналистов не может быть и речи. Да что журналистов! Нередко покупатели, чтобы «не светиться», уполномочивают делать покупку своего агента (для пущей анонимности им может быть сотрудник аукционного дома).

Клиент заранее оговаривает максимальную цену, которую он готов заплатить за лот, а аукционный дом берет на себя обязательство купить его по минимально возможной цене. Организаторы аукциона обязуются сохранять в тайне не только имена покупателей, но и факты покупок…

«Самый дорогой художник в мире — Ван Гог. Его картина «Портрет доктора Гаше» оценена в 114 миллионов(!) долларов»

Приоткрыть завесу загадочного антикварного рынка для читателей «ФАКТОВ» любезно согласился известный скульптор и эксперт в области изобразительного искусства Олег Пинчук. И это несмотря на то, что на днях его едва не ограбили в собственной квартире. Когда поздно вечером жена и дети уже спали, а хозяин дома сидел у телевизора, сквозь приоткрытую дверь в соседней комнате он вдруг увидел незнакомца… с собакой бойцовской породы. Непрошеный гость шарил по полкам. Олег, взяв газовый пистолет, хотел задержать вора, но тот сумел скрыться. К счастью, милиция уже вышла на след злодея, который работал по наводке. Что искал он в доме известного скульптора, остается только догадываться.

В частной коллекции Олега Пинчука — полотна художников-современников и барочная деревянная скульптура XVII- XVIII веков.

- Все скульптуры я покупал в Киеве на «блошином» рынке, где любители старины собираются по субботам, — рассказывает Олег Пинчук.  — Обычно при реставрации храмов фигурки святых и ангелочков, покалеченные временем — у одной отбита кисть руки, у другой стопа, — выбрасывались на улицу и сжигались. К счастью, находились люди, которые их подбирали… На том же рынке по «смешным» ценам покупал и многие картины. Порою всего за 10-50 долларов. В то время как их реальная цена сегодня уже тысячи долларов!

- Что вы говорите?!

- В этом и соль настоящего коллекционирования — предугадывать время: покупать предметы искусства, художественная ценность которых измеряется сотнями тысяч и миллионами долларов, когда они еще стоят копейки. Недавно американский журнал «Форбс» опубликовал рейтинги ста самых дорогих произведений искусства по результатам публичных аукционов, проводимых в последние 20 лет. Самая дорогая картина по итогам аукционных продаж двух десятилетий, знаете, какая? «Портрет доктора Гаше» Винсента Ван Гога, написанная в 1890 году. Ровно через 100 лет она была продана за 114 миллионов(!) долларов. А ведь еще в начале XX века полотна самых дорогих нынче художников Ван Гога, Ренуара, Пикассо стоили порядка трех-семи тысяч долларов. То же касается и творчества наших соотечественников: по рейтингу самой дорогой картиной признана «Фуга» Василия Кандинского, написанная в 1914 году. В 1990-м она была продана за 20,9 миллиона долларов. Ясное дело, столько она стоила не всегда!

- Олег, можно предугадать, как правильно вложить деньги?

- Тут два пути — либо самому хорошо разбираться в искусстве, либо обращаться за помощью к специалистам в этой области, у которых есть опыт в формировании коллекций. Так поступают многие олигархи мира. Вот вам пример: несколько лет назад картины украинской художницы с мировым именем Марии Примаченко, работавшей в прошлом веке в жанре наивной живописи, можно было купить за три- пять тысяч долларов. Но ведь она мастер уровня Нико Пиросмани! И уже сегодня реальная стоимость ее работ — 20-30 тысяч долларов. Думаю, в ближайшие десять лет цена Марииных работ вырастет до полумиллиона долларов за картину.

- Говорят, найти хорошего эксперта нынче не так легко. Я читала, поддельные полотна русских художников XIX века наводнили антикварный рынок России и даже проникли в коллекцию известного ценителя живописи президента России Владимира Путина…

- Я слышал об этом. Подобные скандалы время от времени вспыхивают и в Украине. Человек платит, скажем, за картину известного художника 50-100 тысяч долларов. И вдруг оказывается, что она ничего не стоит! Начинаются серьезные разборки…

- И каких художников подделывают чаще всего?

- Шишкина, Айвазовского, Левитана… И вот почему. Пейзажная живопись пользуется на антикварном рынке огромным спросом. В отличие от авангарда она понятна большинству. Ее берут себе и «на подарок». Говорят, сейчас на рынке циркулирует около 60 тысяч(!) полотен, авторство которых приписывается Айвазовскому. При том что этот плодовитый художник-маринист за всю жизнь создал их не более шести тысяч!

- А как же экспертное заключение о подлинности произведения искусства? Оно не гарантия того, что перед вами авторское полотно?

- Подделка подлинников — сегодня целая индустрия. Способов подделки — десятки. Вот один из них. Берется оригинал, экспертная комиссия дает заключение: подлинник. После этого хорошему мастеру заказывают копию. Создается она на старом холсте, которых нынче валом на «блошиных» рынках. Стоит такой холст около 50 долларов. Подбираются краски, подобные тем, которыми рисовали два века назад. Копия сопровождается документами подлинника. А шансов, что подделка обнаружится, не так и много…

- Вы же сами только что говорили, что мир антикваров тесен. Предположим, я купила картину и завтра такую же вижу у знакомого коллекционера или где-нибудь в галерее…

- Еще не факт, что одна из картин — подделка. Это может быть авторская копия-повтор. Их, кстати, может быть и две, и три, и десятки. К примеру, «Черных квадратов» кисти киевлянина с мировым именем Казимира Малевича насчитывается шесть. И все они стоят одинаково дорого. Саврасовских картин-повторов «Грачи прилетели» вообще 17! Художники ведь всегда нуждались в деньгах…

- Да, тут обыкновенному человеку не разобраться.

- Действительно, это все сложная арифметика. К примеру, нередко используется и такой способ подделки. На аукционах в Европе покупают относительно недорогие работы художников второго и третьего ряда за 6-10 тысяч евро. И, выдавая эти полотна за малоизвестные пейзажи наших художников первой величины, продают затем по 150-250 тысяч евро.

Море, лес, пруд — они везде похожи. Остается подделать подпись. Дело поручается специалисту, который «смывает» прежнюю и наносит автограф нужного художника. Стоимость такой услуги в России, говорят, — около тысячи долларов. Думаю, и у нас приблизительно столько же. Но это копейки в сравнении с тем, что рассчитывают получить нечистые на руку дилеры за подделку.

«Портреты вождей соцреализма, написанные с натуры, сегодня продают на мировых аукционах»

- И что вы посоветуете в такой ситуации, Олег?

- Коллекционируйте современных художников. Приходите в их мастерские и покупайте. Им нет смысла вас обманывать, выдавая чужую работу за свою.

- В Шишкина, согласитесь, вкладывать деньги все равно выгоднее!

- Но и риска больше. Желающих приобрести его картину для своей коллекции куда больше, чем самих работ. А значит, большая вероятность напороться на подделку. Кроме того, оригиналы Шишкина сегодня стоят порядка 300-500 тысяч долларов и даже больше! Хотя… случаются и невероятные везения. Прабабушка моего друга любила живопись. Правда, в ее домашней коллекции были в основном репродукции. А этот эскиз чудом оказался оригинальной работой, о чем свидетельствует автограф великого художника на тыльной стороне картины. Судя по рассказам моих знакомых, такие находки случаются не так уж редко. Скажем, живет небогатая семья, считает деньги на хлеб, а на чердаке валяется раритет, цена которого во много раз дороже самого дома. Так что не поленитесь еще раз взглянуть на картину, которая досталась вам от бабушки. Быть может, вы миллионер, и сами об этом не подозреваете.

- Предположим, мне повезло. И в доме моей бабушки висит Шишкин. Но картина потрепана, местами затерта. Одним словом, извините, рухлядь.

- Не отдайте произведение искусства в руки псевдореставраторов, которые способны угробить вашу находку окончательно, — предупреждает Олег Пинчук.  — Профессиональная реставрация — это минимум вмешательства в произведение. Мастер уберет загрязнения, укрепит краски, чтобы не допустить дальнейшего разрушения шедевра. И ни в коем случае не станет дорисовывать детали! Иначе это будет почти то же самое, если бы Венере Милосской приделали руки.

- Олег, а правда, что в ближайшем будущем нас ожидает бум на соцреализм? Говорят, за последние пару лет цены в Москве на него утроились…

- Да, в это трудно было поверить еще десять, даже пять лет назад! Казалось, кому нужны картины с изображениями рабочих, колхозников и вождей мирового пролетариата, которые украшали кабинеты и актовые залы райкомов, обкомов, клубов? Но пришло время, и лучшие образцы соцреализма стали продаваться на мировых аукционах. А цены на них подскочили до сотен тысяч долларов! Бизнес-элита покупает такие картины для подарков политикам и высокопоставленным чиновникам. Те украшают ими свои кабинеты.

Самыми ценными считаются работы так называемых академиков от советской власти — действительных членов Академии художеств, лауреатов государственных премий… Это Александр Дейнека, Александр Герасимов, Дмитрий Налбандян — один из немно-

гих художников, кто рисовал Сталина с натуры. Работы Налбандяна еще несколько лет назад можно было купить всего за пару тысяч долларов. Сегодня они стоят 20-30 тысяч. Одним словом, повторяю: настоящий коллекционер покупает то, что се-

годня стоит дешево, но завтра будет стоить дорого. Баснословно дорого!