«Все праздники для меня закончились, и в сердце теперь только боль и тьма», — так наш разговор начинает Валентина Боровец из Ровно. Несколько раз в неделю она ездит на кладбище к могиле сына Романа Боровца, который в октябре прошлого года погиб на фронте во время выполнения боевого задания. Мать героя признается: всей семьей просили защитника остаться дома, но он иначе не мог. Решение защищать страну принял через несколько месяцев после того, как похоронил беременную 20-летнюю жену…
— В феврале сыну должно было исполниться только 30 лет… Роман — мой старший сын, у меня есть еще младший — Артем, — рассказывает «ФАКТАМ» мать военнослужащего Валентина. — Братья были близки, старший для младшего был авторитетом. С детства Роман всегда объединял людей вокруг себя, имел много друзей. Доброта и искренность — это о моем Романе. Он был всей моей жизнью. Я всегда ему говорила: «Сынок, у нас одно на двоих сердечко, ты мое всё». После школы Роман решил учиться на психолога и поступил в педагогический университет в Кременце. Одногруппники и преподаватели очень любили его. Сын жил на квартире у педагогов, преподававших в этом заведении. В семье было двое детей. Когда взрослые куда-то уезжали, то оставляли малышей только на Рому. Они просто души в нем не чаяли. Доверяли на все сто процентов, потому что знали, что мой сын ответственный. Даже после того, как Роман закончил учебу, с этой семьей продолжал общаться. Они часто звали к себе в гости. К сожалению, сын не успел съездить. Всегда были какие-то дела, работа, а потом началась большая война.
— Ваш сын получил профессию психолога. Работал по специальности?
— Нет. С ныне покойным своим папой ездил на заработки — и по Украине, и за границу. Где они только не бывали. Отец научил его всему, у Романа были золотые руки. Занимался строительством, ремонтами. Сын не боялся никакой работы. Еще и нам помогал.
— Знаю, что Роман два года назад потерял 20-летнюю беременную жену. Что произошло?
— Леночку я называла своей дочерью. Она из села Великие Межи́ричи, того же, откуда и наша семья. В общей компании они познакомились, начали встречаться. У них была настоящая и искренняя любовь. Я так радовалась, что наконец Рома счастлив. Пара встречалась два года, затем сын сделал предложение. Вскоре обручились. Жили в Ровно. Алена сразу не могла забеременеть, они так мечтали о ребенке. А когда это наконец-то произошло, так радовались! Кое-что уже стали покупать. Рома и Лена ждали сыночка. На седьмом месяце беременности невестка заболела — из симптомов были кашель и высокая температура. Врач прописала ей лекарства. Она пропила, но легче не стало. После чего Лену отправили на ПЦР-тест. Медики сказали, что это коронавирус, направили в больницу в Дубно, где лечили беременных с таким диагнозом. У нее было двустороннее воспаление легких. Каждый день я ездила к ней. Лена разговаривала, но ей тяжело было дышать. Когда уже заплатили врачам, они начали ставить капельницы. Но уже было поздно…
Рома, когда жена заболела, был на заработках. Елена успокаивала его, что все будет хорошо. Да и мы все верили, что поправится, ведь до этого она проблем со здоровьем не имела. Но, к сожалению, в ноябре 2021 года Елена умерла. Ребенка можно было тогда спасти, проведя кесарево сечение, но врачи вовремя этого не сделали… 18 ноября Елену вместе с так и не родившимся ребенком похоронили. Трудно представить, что тогда пережил Роман. Двойное горе. Он постоянно находился возле могилы любимой и сына. Уже люди говорили мне, чтобы объяснила ему, что так много времени проводить там не нужно. Сын отвечал, что хорошо, но снова ехал на кладбище. У него ведь забрали смысл жизни. А через несколько месяцев началось вторжение оккупантов. Сын, ранее не проходивший срочную службу, заявил, что будет защищать Украину.
— Отговаривали его?
— Да. Даже настоятель нашего храма проводил с ним разговор. Роман был непреклонен. Просил только одного — благословить и молиться за него и наших воинов. Настаивал, что его назначение — воевать и защищать других детей. И в начале марта сын присоединился к 68-й отдельной егерской бригаде. Год и четыре месяца воевал в Донецкой области. Все адские точки — Угледар, Павловка. Затем Купянское направление. Он о войне мало что рассказывал, оберегал меня. Всё узнавала от других матерей. Сын получил позывной «Добрыня», потому что был добрым человеком. Он постоянно помогал ребятам. Был командиром взвода. Все им покупал из амуниции, потому что заботился о жизни каждого. Всегда имел авторитет и уважение. Отличался самоотдачей и верностью делу, которым занимался. У него были сильный дух и несокрушимая воля. Рома даже говорил, что когда вернется домой после Победы, то продолжит служить — видел себя только военным.
В августе 2023 года у сына был отпуск. Вместе с двумя побратимами из их роты полетел в Египет на неделю. Хотя бы немного отвлечься. Никого из них уже нет в живых. Сергей погиб в сентябре, а Роман с Русланом — в октябре…
Читайте также: Дома его ждали трое детей: на Харьковщине оборвалась жизнь отважного бойца «Березы»
— Что случилось в тот страшный день?
— В ночь накануне своей гибели Роман еще переписывался с другом из села. В одном из сообщений отметил, что никого так не жалко, как «мамы и брата». Как будто было предчувствие. Потому что снял обручальное кольцо с пальца, которое после потери жены продолжал носить. Сделал это, чтобы в случае трагедии рашисты его не забрали. Мне рано написал, что его не будет несколько часов на связи. Произошло все в районе населённого пункта Райгородка Сватовского района Луганской области 14 октября. Украинские бойцы шли на штурм вражеских позиций, а мой сын как командир взвода — впереди. Вел ребят… Сразу сына ранили в бедро. Он передал по рации другим, что «трехсотый». Мол, ребята, отходите. А побратим Руслан хотел ему помочь и возвращался за Романом. И дроны их накрыли. Оба погибли от минно-взрывной травмы…
Материнское сердце чувствовало. На следующий день я написала сыну, что он обязательно должен прочитать мои сообщения, что переживаю сильно. Ответа не получила. Затем решила спросить командира, есть ли связь с Романом. Он прочитал, но ничего не ответил… Ведь что он мог сказать матери, сына которой убили русские военные?! Потом приехали из военкомата. А дальше все как в тумане. Остановилась жизнь моего сына и вместе с ним моя. Похоронили мы Романа возле его жены и сыночка.
Я не верю, что его нет! По несколько раз в неделю сажусь в маршрутку, потому что живу в Ровно, и еду в село за 45 километров на кладбище. Даю свободу слезам. Больно невыносимо! Вместе с младшим сыном мы зарегистрировали петицию о присвоении Роману почетного звания «Герой Украины» (посмертно). Хотелось бы, чтобы люди ее поддержали: https://petition.president.gov.ua/petition/209 638
Ранее историю добровольца Павла Цепуха, который перед гибелью спас девятерых побратимов, «ФАКТАМ» рассказала его дочь.