Общество и люди

«Чайный сервиз „Бутон“ — визитная карточка Барановского фарфорового завода», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк

20:43 — 19 января 2024 eye 6336

В социальных сетях все чаще люди выкладывают посты о дорогих сердцу вещах из прошлого: игрушках, книгах, сервизах, статуэтках… Родной дом для каждого из нас очень важен.

В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница истории отечественного фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказала о знаменитых сервизах Барановского фарфорового завода.

«Самым ценным сегодня считается сервиз в идеальном состоянии»

— Редкая и уникальная хрустальная, керамическая и фарфоровая посуда по-прежнему высоко ценится, и аналитики прогнозируют, что в последующие годы интерес к ней будет расти, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Самым ценным сегодня считается сервиз в идеальном состоянии. Отечественный с росписью стоит от 800 гривен до 80 тысяч гривен. Очень хорошо, когда на дне чашек и тарелок снаружи есть знак завода или подпись художника. Сегодня речь пойдет о легендарных работах мастеров Барановского фарфорового завода.

— Насколько известно, это одна из старейших украинских мануфактур по производству фарфора…

— Да. Основан завод был в 1802 году. Крепостные-самоучки изучали искусство создания форм и декора по образцам западноевропейских изделий. Имен большинства этих мастеров история не сохранила. Однако их произведения живут до сих пор. Они есть в музеях и частных коллекциях любителей фарфора. Преимущественно барановскую посуду украшали изображениями цветов. Фон в основном выбирали голубой или желтый.

— Какие имена фарфористов все же сохранила история?

— В разные периоды на мануфактуре работали Владимир Сергеев, Емельян Бебешко, Михаил Горбоконь, Николай Шаповалов, Петр Щербонос, Мария Криворукова, Иван Величко, Лидия и Андрей Диброва, Тамара и Александр Агафоновы. Главными художниками были в разное время Владимир Кравцевич и Дмитрий Гоч. Формы мастера художественной керамики Дмитрия Гоча отличаются оригинальностью. Огромной популярностью пользовался чайный сервиз «Бутон», который является визитной карточкой предприятия. Он состоит из 16 предметов на 6 персон. Стоимость такого сервиза первого сорта качества по тем временам составляла 38 рублей.

Были сервизы в зеленой палитре, оранжевой, розовой, синей.

Необыкновенно красивый также чайный сервиз в росписи Валентины Музыченко, получивший в народе название «Золотая нива».

Роскошный чайный сервиз из тонкостенного фарфора формы «Б-55» стоил дороже, чем «Бутон», — 65 рублей. Цена была равна почти месячной зарплате рабочего.

«В Японии считается: если увидишь бабочек, которые порхают над тобой, семейное счастье не за горами»

— Начиная с 1950-х годов Барановский завод расширил ассортимент и мощности и долгое время оставался флагманом производства фарфоровых изделий в Украине, — продолжает рассказ Людмила Карпинская-Романюк. — Можно заметить, что фарфоровые изделия 1950−1960-х годов отличаются особым колоритом и оригинальностью. На Барановском фарфоровом заводе для производства использовалось местное сырье, еще в 1884 году анализ этой глины подтвердил ее высокое качество, оно не уступало саксонскому и чешскому каолину. Каждую вещь мастера делали из нее, вкладывая свою душу.

Художественные традиции барановских фарфористов имели признание в отрасли, барановский фарфор пользовался успехом на внешних рынках, экспонировался на международных выставках и ярмарках.

— Интересно.

— В работах художников Петра Щербоноса и Зои Мосийчук нашли отражение народные, так называемые петриковские узоры. Творчески умел подходить к использованию художественного наследия Петр Щербонос, и оно раскрывало художнику тайны национального колорита, способы построения декоративной формы. Народное искусство подсказывало художнику наиболее экономичные средства украшения фарфоровых изделий. Так, в 1964 году в украшении чайного сервиза он достиг большой художественной выразительности с помощью лишь красных маков, которые, местами утолщаясь, создают волнистый узор.

— Красота!

— К лучшим относится сервиз с бабочками, символом, обозначающим бессмертие или воскресение. В Японии считается: если увидишь бабочек, которые порхают над тобой, семейное счастье не за горами.

А еще очень красив сервиз «Мальвы». Он выпускался с разным по цвету цветком — желтым, зеленым, бежевым. О мальвах существует легенда. Жила прекрасная девушка Мальва. Она была стройной, чернобровой, с яркими синими глазами и красными губами. Многим нравилась юная красавица, но сердце свое она отдала Володару. Любовь была взаимной. Молодые поженились и зажили счастливо. Но началась война, и пошел Володар воевать. Мальва сказала ему, что всегда будет ждать любимого. Каждый день девушка выходила на дорогу, шла за село, всматривалась вдаль, или просто садилась у окна и спрашивала: «Где ты, любимый?» Так и не дождалась Мальва любимого, умерла. Однако вырос прекрасный цветок, который можно встретить везде — у забора, у дороги, на пустыре. И говорит он людям о том, что вечно живет любовь в верном и преданном сердце.

И еще хочу поведать вам одну притчу. Мудреца спросили, за что он готов уплатить огромные деньги. Он ответил, что в мире есть только три вещи, за которые нельзя торговаться. Первая — это жизнь. За нее можно отдать все деньги, ведь на том свете они не понадобятся. Вторая — это красота. Сколько бы денег вы за нее ни отдали, всегда получите больше. Третья — это чашка кофе.

— Первое и второе понятно многим. А как насчет чашки кофе?

— Пожалуй, идея притчи в том, что наши эмоции — это самое дорогое.

— Действительно. А когда наслаждаешься напитком еще и из особой чашки — это лучшие мгновения жизни… Нельзя оторвать взгляд от сервиза для кофе Андрея Дибровы в филигранной росписи Ларисы Хоменко.

— Немало интересных работ принадлежит Владимиру Спице. Долгие годы он творил в содружестве с художниками Иваном Величко и Андреем Дибровой. Втроем они разработали новую форму и роспись чайного сервиза «Житомирский».

Читайте также: «Айзика Зусьмана называли на Волыни королем фарфоро-фаянсового дела», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк

«Не следует хранить фарфоровые тарелки, складывая друг на друга»

— Настоящее фарфоровое королевство…

— Отличную работу — сервиз «Свадебный» — создал на Барановском фарфоровом заводе Александр Трегубов.

— Как правильно ухаживать за фарфоровыми сервизами?

— Любую посуду из фарфора следует мыть исключительно ручным способом, ни в коем случае не вместе с металлическими вилками, ложками и другими столовыми приборами. Губки для обработки поверхностей не должны иметь абразивную поверхность. Перед мытьем лучше снять с пальцев кольца, которыми можно повредить поверхность посуды. Нельзя оставлять фарфор надолго в воде. После мытья или влажной обработки нужно насухо вытереть изделия с наружной и внутренней стороны. Вода для мытья должна быть комнатной температуры, ведь слишком горячая жидкость может повредить декор на изделии, привести к образованию трещин на глазурованном покрытии.

Не исключены варианты, когда со временем и из-за активной эксплуатации посуда может изменить свой цвет на более темный. Вид у таких изделий простой, поэтому специалисты советуют применить одно действенное средство для возвращения поверхности привлекательного внешнего вида. Для этого используется небольшое количество винной кислоты. Несмотря на запрет использования абразивных средств, для возвращения белизны фарфоровой поверхности можно воспользоваться обычной содой или солью со столовым уксусом. Удалить пятна с фарфоровой поверхности удастся с помощью слабо концентрированного раствора нашатырного спирта и воды. Не следует хранить фарфоровые тарелки, складывая друг на друга. Это касается и чашек. Специалисты советуют посуду из фарфора при хранении перекладывать обычными белыми салфетками.

Ранее коллекционер Людмила Карпинская-Романюк рассказывала «ФАКТАМ» о кукольных фарфоровых сервизах.

Фото Людмилы Карпинской-Романюк

Фото в заголовке Д. Гоч. Чайный сервиз «Бутон». Барановский ФЗ. 1948