Культура и искусство

«Некоторые работы могут стоять годами, а другие продаются на следующий день», — художник Лесь Панчишин

12:20 — 20 января 2024 eye 4182

Молодой украинский художник Лесь Панчишин выставлял свои картины в Швеции, Австрии, Бельгии и Франции, США. Также он имеет репутацию создателя креативных видео для многих украинских исполнителей, в частности, Пиккардийской терции, Светланы Тарабаровой, Кому Вниз, Panchyshyn, Антител, Vivienne Mort и Rock-H… После полномасштабного вторжения художник продает картины ради помощи армии и создал проект «Світло перемагає темряву», где рассказал через искусство о героической работе электромонтеров весной 2022 года. Скульптуру установили в Ирпене, где во время оккупации было разрушено около 70% сетей.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали историю мужественного воина-художника из Винницкой области, которому после тяжелого ранения медики не давали никаких шансов.

Лесь Панчишин эксклюзивно для «ФАКТОВ» рассказал о своем творческом пути и о том, как стать успешным художником в мире.

— Когда начали рисовать и как поняли, что это станет делом жизни?

- Я начал рисовать еще в детстве. Хотя у меня, как и у всех детей, было много увлечений, но рисование было для меня чем-то очень важным. Я быстро понял, кем я хочу быть в будущем.

Конечно, родители поддерживали меня во всем. Из всех кружков, в которые меня отдавали, для себя я выделил футбол и рисование. С тех времен большинство моих детских рисунков сохранилось. В основном это были пейзажи, потому что много времени я проводил в деревне. Также рисовал дома и церкви. Рисование церквей связано с тем, что у меня дедушка в селе построил когда-то церковь, и для меня это был один из основных мотивов.

Мама увидела во мне потенциал и отдала в художественную школу. Преподаватели этой школы выделяли, что во мне есть что-то интересное. Еще в художественной школе, я понял, что хочу стать художником, наверное, мне было 9 лет. В 14 я выбирал между тем, чтобы стать профессиональным футболистом и художником. Выбор был сложный, потому что мне удавалось хорошо и то, и другое. Но решил поступать во Львовский колледж декоративного искусства, который всегда считался прогрессивным и с очень хорошими преподавателями. Я уже с детства знал, что буду живописцем. Затем, шаг за шагом, и вот я здесь!

— Каков ваш путь как художника?

- На самом деле мне только 32 года. Я до сих пор считаюсь молодым художником. К слову, у людей существует предвзятое отношение к этому. Когда впервые видят меня, а потом картины. Или же наоборот, тогда никто не может поверить, что автор еще так молод.

Любой путь сложен, но по собственному опыту, художникам особенно сложно. В нашей стране нет путеводителей о том, как стать художником, я уже молчу о том, как стать известным художником. Во Львове есть колледж им. Труша и Академия Искусств, а дальше рисуй себе как-то. Нет понятной линии, как и что делать для того, чтобы достичь высот. Сложно, когда нет человека, который может тебя направить и подсказать.

В то время, когда я учился, загруженность студентов была огромная, а времени на творческое развитие не было. После 2 курса я открыл мятежную сторону своего характера. Мне было скучно рисовать просто академические постановки. Тогда уже начались мечты о первых выставках.

Читайте также: «Я постоянно спрашивал, что у меня с рукой»: история художника из Львова, который отложил кисть и взял автомат

Единственными наставниками были преподаватели, которые давали много «разных» советов. Со временем они удивлялись, как это я выставляюсь и мои работы продаются. На протяжении всего пути это был самый большой двигатель моего развития. Хотелось доказать всем, что я могу. Сам я и так все знал, что мое творчество стоит чего-то большего. В Украине в то время воспринимали только давно известных художников, которым уже за 50, а что делать молодым, было непонятно. У меня все происходило методом проб и ошибок и минимальной «насмотренности».

Путь художника всегда тяжел, и с этим очень много всего связано, все зависит от человека, хватит ли ему сил этим заниматься. Позже я начал увлекаться видеосъемкой, потому что понимал, что не сразу смогу зарабатывать картинами. И это было прекрасным сочетанием.

Первое признание я получил в 2012 году. Тогда Слава Фролова начала свой проект, который был создан для молодых художников. После просмотра меня заметили и начали приглашать на выставки по всей стране. Я убедился, что на правильном пути и уже даже за такое короткое время чего-то достиг. Потом пошли и персональные выставки, и за рубежом. Волна меня подхватила, и я пошел за ней.

После выставки Славы Фроловой в моей жизни началась активная выставочная деятельность. Я еще тогда убедился, что это действительно мое. У меня сомнений, как таковых не было, но я достаточно быстро, как для художника, получил определенное признание. За 2 года у меня было 15−20 выставок. За счет этого я путешествовал по Украине, обо мне узнавали люди по всей стране.

«Во мне видят большой потенциал. А это для меня очень ценно!»

— Опишите свой стиль написания картин?

— Я люблю сочетать различные приемы: контрастность и глубину с плоскостью. Из-за того, что я работаю в разных тематиках, мне сложно обобщить в один стиль. Добавлю, что мои работы всегда выделяются среди других. А это главное!

— Когда в мире начали воспринимать ваше творчество?

- Мои работы стали замечать и воспринимать, когда удалось сделать выставки. Сначала было очень сложно: ты молод, у тебя минимум знакомств и хочется везде поучаствовать.

Читайте также: «Ребята по 18−20 лет защищают страну, а я буду сидеть за границей?»: история музыканта, который на фронте играл в артиллерийском оркестре

Первая глобальная выставка у нас была в 2015 году. Это был мой первый выезд в США. Выставка была в ООН, где мы показывали украинское молодое искусство. Вторая часть выставки — документалистика войны, которая тогда происходила на востоке Украины. Мы готовились очень серьезно. Я выставлял инсталляцию и было представлено 12 моих работ большого формата. С того момента я увидел, как оно все работает и как организуется логистика. Это для меня был невероятный опыт. После этого начались выставки в Европе, и я стабильно начал приезжать в Америку. Начиная с 2017 года у меня были выставки каждый год в разных городах Америки (Нью-Йорк, Чикаго, Майами).

— Какая разница между художниками в Украине и мире, в Европе или Америке?

- Разница лишь в том, что в Европе или США делают на это большой акцент. Есть уважение и видение перспективы, не говоря уже о различных грантах, или поддержке. Там это бизнес.

У нас — это мыльный пузырь. Имитация. Конечно, со временем все понемногу меняется. Я о том, что было 15 лет назад. Когда ты не знаешь, кому показать работу, или у кого попросить совет. С молодыми художниками никто не хотел работать и особо не было, где выставляться.

Я понимал, для того, чтобы о тебе знали, надо быть в том месте и в той стране. На расстоянии очень сложно планировать что-то. Все зависит от твоего портфолио, от знакомств и личных встреч. А разницы, как таковой, сейчас нет. В плане картин, или настойчивости. Просто в нашей стране искусство никогда не было на первом плане. И от этого уже все производные.

У нас в Украине не так сильно развито культурное образование. Я скажу об опыте, когда я учился. Тебя учат обычно «академизму», который имеет свои рамки. По сути тебя учили ремеслу, а не развивали творчески. И самая большая сложность была в том, что тебе не из чего было выбрать. Понятно, что базе нужно научиться, но несмотря на нее, тебе не дают больше ничего. Все остальное зависит от тебя и твоих желаний. Я думаю, что самая большая проблема в возможностях и образовании.

К примеру, в Австрии и в Америке есть очень много поддержек для художников, которые включают различные гранты. У них культура на важном месте. Также в Германии после Второй мировой войны вкладывались деньги в первую очередь в культуру. Сейчас одни из самых дорогих художников, которые живы, именно немецкие художники. Есть страны, в которых гораздо лучше налажена эта сфера и образование. Там художник не думает, нужно ли ему заниматься еще чем-то другим, чтобы выжить.

— Были ли предложения переезда и работы за границей?

- Я никогда не рассматривал такого варианта. Работа художника заключается в том, чтобы писать картины, а написать их можно, хоть в деревне, если есть такая идея.

Все-таки работа художника очень отличается от других сфер. Переезд может быть нужен для удобства логистики в ту страну, где ты имеешь планы выставляться. В таком случае все зависит от художника, также многое зависит от галеристов, кураторов и арт-дилеров.

— Трудно ли зарабатывать деньги творчеством?

- На самом деле сложно, потому что работа художника заключается в том, чтобы его творчество было достойным и поражало. Следующий этап — это поиск галереи, которая будет тебя представлять, или найти куратора, который может тебя представить, и артдилера для продажи.

Читайте также: Рэпер Yarmak, который служит в ВСУ, довел до слез поздравлением маленькой дочери с днем рождения

В моем случае было по-другому, я продавал свои работы сам. На этой волне, что я много где выставлялся, люди обо мне знали и часто заказывали у меня работы, которые уже были готовы.

Также надо понимать, что сложность заключается в том, что покупатель о картине в интерьер будет думать в последнюю очередь. Не каждый себе может позволить произведения искусства, потому что для людей это не первоочередная потребность. Люди, которые об этом задумываются — ценители искусства. В общем покупают одну или несколько картин за жизнь. В том и сложность работы художника. Некоторые работы могут стоять годами, или же наоборот, продаться на следующий день.

Я бы сказал, что для своих лет я успешный художник. Также у меня были выставки в Шанхае и в Дубае. Судьба в свое время открывала мне правильные двери. Мои картины выросли в цене в 10 раз — это по сути, как недвижимость, которая со временем растет. Это хорошая инвестиция. Мне удается находить новые пути и успешно продавать свои работы.

— Как зарубежные коллеги отзываются о вашем творчестве?

— Очень положительно. Поэтому я и работаю с разными галереями в разных уголках мира. Во мне видят большой потенциал. А это для меня очень ценно!

— Знаю, что своим творчеством вы помогаете армии. Расскажите об этом.

- Прежде всего продал немало картин. Принял участие в аукционе, организованном благотворительной организацией All hands and Heart. Картина под названием New Hope была продана за 17 000 $. Средства направлены на восстановление украинских городов. Также стоит упомянуть открытие скульптуры в Ирпене. Автором которой я являюсь. Название — «Світло перемагає темряву» (сотрудничество с компанией ДТЭК). Артобъект отражает работу электромонтеров ДТЭК на автоподъемнике, которые чинили разрушенные из-за боевых действий сети. Это произведение современного искусства с использованием реального оборудования, которое энергетики применяли во время возвращения света. За полученный гонорар был куплен дрон для ВСУ и отправлен на фронт.

Ранее сообщалось, что выдающийся художник Бэнкси, чьи картины на стенах продаются за миллионы долларов, и которому десятилетиями удается жить в «режиме инкогнито», тайно оставил свои рисунки в Бородянке, Киеве, Гостомеле, Горенке и Ирпене.

Фото предоставил Лесь Панчишин