Бизнесы стран ЕС в 2024 году продолжают организованно давить на свои правительства и Еврокомиссию с требованиями ограничить ввоз украинской агропродукции на их рынки. Как отметил эксперт рынка логистики, член Комитета по логистике Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) Юрий Шуклин, 10 января шесть общественных организаций сельхозпроизводителей ЕС обратились в Еврокомиссию с совместным заявлением, в котором называют импорт продуктов из Украины угрозой для выживания европейских производителей и требуют его ограничить. Также к «дружественной» политике стран ЕС по периметру нашей границы присоединились фермеры Румынии, блокирующие уже два пункта пропуска.
Эксперт напомнил, что проблемы с закрытием границ для нашей агропродукции начались еще в начале прошлого года. Однако со стороны украинского аграрного бизнеса за все это время нет никакой реакции, хотя бы минимально соразмерной действиям бизнесов по ту сторону границы.
По мнению Юрия Шуклина, есть несколько причин, почему агробизнес Польши, а теперь и Румынии знает, как защищать свои права, и требует у своих правительств уступок, а украинский не протестует и вообще не выражает своего отношения к данной ситуации. Причины не в войне.
Эксперт заявил, что одна из организаций-подписантов заявления в Еврокомиссию с требованием ограничить импорт украинской агропродукции — это COPA-COGECA, объединяющая профсоюзы сельхозпроизводителей и конфедерацию сельскохозяйственных кооперативов стран ЕС. Эта сильнейшая лоббистская группа европейских фермеров существует более 60 лет и заставляет правительства считаться с их позицией.
Украинские мелкие агропроизводители, составляющие 53% рынка, за более чем 30 лет независимости не смогли консолидироваться и организованно защищать свои интересы, говорит Шуклин. По его мнению, значительная часть мелких агропроизводителей сосредоточена исключительно на производстве и не желает углубляться в причинно-следственные связи между экономической политикой Украины (скорее ее отсутствием) и рентабельностью их бизнеса.
По словам Юрия Шуклина, еще одна специфическая черта нашего аграрного рынка обусловлена его ментальностью и ценностями: самыми успешными считаются те, кто договорится за лучшие условия для одного себя, а не достигнет перемен к лучшему для всех. Украинские аграрии разобщены, разбились по разным ассоциациям, и в каждой ассоциации обязательно есть игрок, который хочет поглотить всех остальных. Вследствие этого не видим и проактивности Министерства агрополитики, а только констатацию имеющихся проблем. Ведь владельцы бизнесов, производители, не требуют смены правил.
В 2022 году Украина экспортировала продукции на сумму 44,15 млрд долларов, а импортировала — на 55,27 млрд долларов, и отрицательное сальдо внешней торговли составило 11,3 млрд долларов. Статистики за весь 2023 год еще нет, но тенденция очередного падения экспорта очевидна: за январь-октябрь 2023 импорт товаров в Украину (52,2 млрд долларов) почти вдвое превысил экспорт (29,8 млрд долларов).
Украинские аграрии переживают одновременно несколько кризисов (война, дорогая логистика, разрушение путей на мировые рынки, блокада по периметру границ ЕС), но не могут объединиться, чтобы заставить правительство проводить такую политику, которая позволит сохранить их бизнес в таких сложных условиях, заявил эксперт. Шуклин уверен, что пока украинские производители не научатся объединяться и защищать свои справедливые требования и не станут субъектом экономической политики (как фермеры в Польше, Румынии и других странах ЕС), они будут лишь объектом давления, причем со всех сторон. И выживут в таких условиях всего два-три агроолигарха.
Добавим, что на днях министр сельского хозяйства Румынии Флорин Барбу заявил, что договорился с фермерами о снятии блокады на украинской границе, но для этого правительству пришлось пойти на уступки — по субсидированию и акцизам.