Пятилетний ребенок впал в кому во время удаления молочных зубов, а через 36 дней умер, не приходя в сознание. Этот шокирующий случай произошел в частной стоматологической клинике во Львове. Мальчику удаляли два зуба под общим наркозом. Родителям ребенка сказали, что во время процедуры у него случилась остановка сердца, причина которой неизвестна.
Подробности этого страшного инцидента «ФАКТАМ» рассказал отец погибшего Велеса Виктор Пашник.
О трагедии, которая произошла в их семье, Виктор Пашник впервые сообщил на своей странице в Facebook 28 декабря. В тот момент маленький Велес еще был жив, но находился в состоянии комы, и прогнозы врачей были неутешительные.
«21 сутки наш невероятный сыночек в коме. Ему констатировали смерть мозга из-за ненадлежащего удаления молочных зубов… Наша с женой жизнь разделилась на до и после того злосчастного дня, 8 декабря, когда Марианна с сыном Велесом пошли в клинику ООО «ОРИ ГРУПП» (Ori-Dent), чтобы удалить два молочных зубчика… Работники стоматологического центра предложили провести оперативное вмешательство по удалению молочных зубов под общей анестезией.
В день оперативного вмешательства ребенок очень протестовал в операционной и не давал надеть на него маску, будто ощущая приближение трагедии… Анестезиолог на глазах жены насильно надевала на сына маску. Жена попросила прекратить это, но анестезиолог не отреагировала и продолжала прижимать маску, после чего он заснул… Через некоторое время после начала операции, жена услышала суету в операционной, туда начали сбегаться медицинские работники, примерно через 20 минут приехали две бригады неотложной помощи. К жене вышел медицинский директор ООО «ОРИ ГРУПП», который сообщил, что во время операции у ребенка произошла остановка сердца, которое врачам удалось запустить, и что ребенка переводят в реанимационное отделение ОП «Больница святого Николая» КНП «ТМО № 1 г. Львова».
Уже от лечащего врача ВАИТ ОП «Больница святого Николая» мы узнали, что ситуация критическая и сын находится в тяжелом состоянии. Врачи ОП «Больница святого Николая» сообщили, что во время стоматологической операции у нашего сына была клиническая смерть и врачи слишком долго проводили реанимационные мероприятия, что привело к тяжелому состоянию ребенка. После дежурного обследования лечащий врач сообщил, что мозг ребенка мертв и его жизнь поддерживают только аппараты… Врачи не дают никакого шанса нашему сыну на жизнь, ведь все органы понемногу отмирают.
Для нас до сих пор не понятно, что нужно было делать в операционной со здоровым ребенком, чтобы он оказался в коме без шансов на жизнь. Когда заходим в реанимацию и видим это беспомощное маленькое тельце, которое еще держится за висящую на волоске жизнь, наша жизнь останавливается. И сердце разрывается, потому что мы не можем помочь нашему Солнышку… Дома Велеса ждут две сестренки и мы не знаем, как смотреть им в глаза и как объяснить, что, возможно, он никогда не вернется домой…"
13 января маленький Велес умер, не приходя в сознание.
— Все это время, начиная с 8 декабря, сын находился в коме, — рассказал «ФАКТАМ» Виктор Пашник. — Утром 9 декабря врачи хотели вывести его из этого состояния, но поняли, что мозг Велеса умер. Когда нам это сообщили, мы не поверили. А как можно в такое поверить? Мы привели ребенка вырвать два молочных зуба. И тут нам фактически говорят, что ребенок умер. Вопреки всем медицинским заключениям и прогнозам, мы до последнего надеялись на чудо…
Велес был здоровым активным ребенком, у него не было хронических диагнозов или каких-либо других проблем со здоровьем. Только вот зубы. Сына беспокоила зубная боль, и врачи сказали, что два зуба нужно удалить. Мы и не знали, что такие процедуры делаются под общим наркозом. Но, как я теперь уже понял, это сейчас распространенная практика: если ребенок маленький, и капризничает, врачи предпочитают уговорить родителей на общий наркоз — и сделать все максимально быстро, без необходимости возиться с ребенком, уговаривая его «открывать ротик». Именно так было и в нашем случае. Мы ходили в клинику несколько раз. Первые три раза Велес отказался открывать ротик. На четвертый таки открыл, стоматолог смогла провести осмотр. Подозреваю, что тогда же она могла вырвать хотя бы один зуб, но не сделала этого. Нас заверили, что удаление зуба под общим наркозом абсолютно безопасно — дескать, это стандартная практика. И мы поверили врачам…
— Перед процедурой Велеса обследовали, — продолжает отец мальчика. — Ехокардиография сердца, общий анализ крови, рентген. Все показатели были в норме, и удаление зуба было назначено на 8 декабря. Уже когда сын был в коме, я увидел на его руке следы, которые, очевидно, свидетельствуют о том, что ему делали пробу на наркоз. Причину остановки сердца во время операции мы до сих пор не знаем. Возможно, что-то прояснится после того, как будут проведены все судебно-медицинские экспертизы.
— По одной из версий у сына мог произойти бронхоспазм, — продолжает Виктор Пашник. — Но тут еще вопрос в том, как были проведены реанимационные мероприятия. Знакомый стоматолог, с которым я обсуждал эту ситуацию уже после смерти сына, сказал, что при бронхоспазме реанимационные мероприятия обычно занимают 20−40 секунд. В случае с нашим сыном все было иначе. В силу тайны следствия я пока не могу разглашать все подробности. Скажу только, что у меня есть все основания полагать, что реанимационные мероприятия были проведены неправильно — что и привело к таким страшным последствиям, как кома и смерть мозга. В материалах дела есть видео из операционной. Его смотрела наш адвокат. Я пока что не могу найти на это силы…
После реанимационных мероприятий в стоматологической клинике, во время которых явно что-то пошло не так, сына перевезли в больницу Святого Николая. Но с момента остановки сердца до госпитализации Велеса прошло 70 минут! Это очень много. Происходило что-то странное. Врачи стоматологии вызвали «скорую», но потом почему-то сами же отменили вызов. Затем вызывали «скорую» еще раз. И это в то время, когда каждая секунда была критически важна.
В то время как врачи с первого дня не давали никаких прогнозов по поводу состояния ребенка, директор стоматологической клиники, по словам Виктора Пашника, пытался его убедить, что все будет хорошо.
— Он явно был очень напуган, — говорит Виктор Пашник. — Сразу после случившегося сказал: «Вот увидите, уже завтра он придет в себя. Или даже сегодня». Сейчас клиника закрыта, у них забрали лицензию. Я подал заявление в полицию. Уголовное производство открыто по статье «Ненадлежащее исполнение обязанностей медработником, что привело к смерти несовершеннолетнего». Мы очень надеемся, что причина смерти сына будет установлена и что будет дана объективная оценка реанимационным мероприятиям, которые проводились в клинике. И это не потому, что я хочу посадить кого-то в тюрьму. Единственное, чего я хочу — чтобы подобные случаи не повторялись. Чтобы больше никому не пришлось перенести страшное горе, которое сейчас переживает наша семья. На самом деле, каким бы ни был результат, он не принесет нам утешения. Потому что Велеса не вернуть.
Врачи частной клиники, где произошел трагический случай, пока воздерживаются от комментариев прессе. В коротком комментарии «5 каналу» представители клиники сообщили, что «силой наркоз ребенку не вводили», а также, что они сотрудничают со следствием.
«По данному факту следователи открыли уголовное производство по части 2 статьи 140 УК Украины «Неисполнение или ненадлежащее исполнение медицинским работником своих профессиональных обязанностей в результате небрежного или недобросовестного к ним отношения, что повлекло тяжкие последствия для несовершеннолетнего», — сообщила телеканалу пресс-офицер полиции Львовской области Светлана Добровольская.
Не меньше, чем сам инцидент, шокирует тот факт, что такая трагедия в Украине уже не первая. За последнее время произошло еще два подобных случая. Буквально за месяц до случившегося с маленьким Велесом в государственной стоматологической клинике Тернополя тоже умер ребенок — мальчик, которому был всего год и 10 месяцев. Ему тоже лечили кариес молочных зубов, и врачи настояли на том, чтобы процедура проходила под наркозом.
«Через полтора часа после начала процедуры у ребенка начало падать давление. Мальчика отвезли в реанимационное отделение. Однако там его так и не смогли вывести из наркоза, а уже вечером врачи констатировали смерть ребенка», — сказано в сообщении полиции Тернопольской области.
Причина смерти ребенка тоже пока что не известна, так как еще нет результатов экспертиз.
А буквально несколько дней назад аналогичная трагедия произошла с уже взрослой женщиной в городе Здолбунов Ровенской области. 50-летней пациентке должны были лечить зубы с применением седативного препарата, но после его введения у женщины случилась остановка дыхания. Реанимационные мероприятия не дали результата. В клинике, где это произошло, пока что не дают комментариев. В полиции Ровенской области говорят, что расследуют инцидент.
Читайте также: Била и душила детей: как врач-стоматолог из Ровно, о которой говорила вся страна, избежала наказания
Фото: facebook.com/viktor.pashnyk/photos