Общество и люди

Жесткие ограничения в правах: чем грозит принятие нового законопроекта о мобилизации

10:43 — 2 февраля 2024 eye 572

Кабмин 30 января передал Верховной Раде обновленную версию законопроекта о мобилизации № 10449. Этот документ значительно отличается от скандального предыдущего законопроекта № 10378, который вернули его авторам.

Юристы все же обратили внимание на спорные моменты нового законопроекта, а также на то, что обновленная версия вновь предусматривает жесткие ограничения в правах нарушителей законодательства, пишет сайт ТСН.UА.

«Но наложение таких ограничений будет уже происходить в рамках судебного производства, с соблюдением определенных процессуальных процедур, по обращению территориального центра комплектования и социальной поддержки (ТЦК СП) в суд» , — отметила адвокат Марина Бекало.

Наказание для уклонистов
Так, проектом № 10449 предусматриваются наложение судом временных ограничений в отношении нарушителей законодательства о мобилизации (уклонистов) в виде ограничения выезда за границу, ограничения в праве управления автомобилем, наложение ареста на счета в финансовых учреждениях, электронных кошельков, депозитных счетов.

Новый порядок пересечения границы
Документом вводятся изменения в порядок пересечения государственной границы. В частности, предусматривается обязанность военнообязанных предоставлять в пункте пересечения границы военно-учетный документ с соответствующими отметками о взятии на учет или исключении из учета.

Проект предусматривает обязанность для всех военнообязанных в течение 60 дней с момента объявления мобилизации уточнить свои учетные данные через Центр предоставления административных услуг (ЦНАП), электронный кабинет призывника, военнообязанного и резервиста или непосредственно в ТЦК СП.

Отсрочка для добровольцев
Для граждан, самостоятельно явившихся в ТЦК СП (добровольцев), предусматривается отсрочка призыва на военную службу на два месяца.

Электронные повестки
Законопроектом вводится порядок вручения повесток через электронный кабинет призывника, военнообязанного и резервиста, а также порядок вручения повестки, согласно которому день вручения повестки считается день получения повестки под подпись.

«Если повестка направляется через электронный кабинет, днем вручения повестки будет считаться время получения электронного извещения в ТЦК СП о ее доставке или не позднее 17 часов с момента отправки повестки в электронный кабинет» , — пояснила Марина Бекало.

Уважительная причина для игнорирования повестки
Документом регулируется вопрос о уважительности причин неприбытия в ТЦК СП по повестке, среди которых: препятствие стихийного характера, болезнь гражданина, действия страны-агрессора или другие обстоятельства, лишившие его возможности лично прибыть в указанный пункт и срок; смерть его близкого родственника (родителей, жены (мужа), ребенка, родных брата, сестры, деда, бабы) или близкого родственника его жены (супруга).

О причинах неприбытия необходимо уведомить ТЦК СП и документально подтвердить в течение трех суток с даты неприбытия в назначенный в повестке день и время.

Четкий алгоритм призыва и прохождения ВВК
Проектом также возлагается обязанность Кабмина разработать четкий порядок и алгоритм призыва военнообязанных лиц, предоставление отсрочки и организации военно-врачебной комиссии (ВВК).

«Ведь до сегодняшнего дня порядка предоставления отсрочки до сих пор нет», — отметила Марина Бекало.

Новые основания для отсрочки
Вносятся изменения в перечень оснований для предоставления отсрочки. В частности, отсрочку по основанию пребывания на иждивении трех и более детей можно получить только в случае отсутствия задолженности по алиментам, не превышающей суммы платежей за три месяца.

Также право на отсрочку для лиц, самостоятельно воспитывающих ребенка в возрасте до 18 лет, сужается. По проекту право на отсрочку получают только военнообязанные лица, имеющие ребенка до 18 лет, при условии, что второй родитель такого ребенка (детей) умер, лишенный родительских прав, признан пропавшим без вести или безвестно отсутствующим, объявлен умершим.

Право на отсрочку будут иметь военнообязанные лица, у которых среди членов семьи есть лица с инвалидностью I и II группы, но с определенными особенностями, в частности:

I группы инвалидности члены семьи I степени родства (родители, второй из супругов, дети) при условии осуществления постоянного ухода за таким лицом, а также II степени родства (родные братья и сестры, баба и дед со стороны матери и со стороны отца, внуки) при отсутствии у таких лиц родственников I степени родства.

II группы инвалидности члены семьи I степени родства, занятые постоянным уходом за ней, в случае отсутствия других лиц, которые могут осуществлять такой постоянный уход.

Право на отсрочку для соискателей образования также сужается. Так, право на отсрочку будут иметь соискатели профессионального (профессионально-технического), профессионального высшего и высшего образования, которые обучаются по дневной или дуальной формам получения образования и получают уровень образования, что выше ранее полученного уровня образования в такой последовательности.

«Например, после бакалаврского уровня образования получает отсрочку получающий образование магистерского уровня и так далее», — пояснила Марина Бекало.

Эта последовательность не применяется к аспирантам, получающим уровень образования за счет физических или юридических лиц на условиях контракта. Право на отсрочку также будут иметь докторанты и интерны.

Лицам с инвалидностью любой группы оставляют право на отсрочку. Однако, такие лица могут быть приняты на военную службу во время мобилизации по контракту.

«Норма проекта исключает действующее сегодня положение, по которому призыв на военную службу для лиц с инвалидностью может быть только с согласия таких лиц и по месту их проживания. Считаю, что это условие необходимо оставить в редакции нового закона, подписание лицом с инвалидностью контракта на прохождение военной службы должно быть добровольным и для таких лиц должны устанавливаться дополнительные гарантии и ограничения по несению военной службы» , — рассказала Бекало.

Право на отсрочку будут иметь также лица, освобожденные из плена. Их мобилизация возможна только с их согласия.

«При этом, по моему мнению, для таких лиц, в случае их согласия, также должно быть предусмотрено подписание контракта с ограничениями по срокам и предоставляться дополнительные гарантии» , — отметила Марина Бекало.

Еще изменения, на которые стоит обратить внимание:
Проектом предусматривается выполнение воинской обязанности граждан также через центры предоставления административных услуг и рекрутинга в порядке, утвержденном Кабмином.

Вместо срочной военной службы вводится обязательная базовая общевойсковая подготовка для граждан мужского пола в возрасте от 18−25 лет в учебных заведениях уже с 2025 года.

Призывной возраст на военную службу при мобилизации уменьшается с 27 до 25 лет. Юноши от 18 до 25 лет подлежат только призыву на базовую общевойсковую подготовку или по желанию — на военную службу по контракту.

Мужчины, которые были признаны ограниченно пригодными, должны пройти пересмотр ВЛК в течение девяти месяцев со дня вступления закона в силу.

Мужчины в возрасте от 25 до 55 лет, которым после 24 февраля 2024 установлена инвалидность ІІ и ІІІ групп (кроме тех, кому инвалидность ІІ и ІІІ групп установлена по результатам заболеваний, ранений, травм, контузий, увечий, полученных во время защиты Отечества, а также отсутствия конечности вследствие ее ампутации), до конца 2024 подлежат пересмотру на пригодность к военной службе.

Совершение мужчинами консульских действий в заграничных дипломатических учреждениях Украины, а также получение загранпаспорта, например, в ГП «Документ» за пределами Украины, возможно при наличии военно-учетного документа.

Вводится обязанность для мужчин предъявлять в публичных местах военно-учетный документ представителям ТЦК СП и полиции.

Изменения также предусматриваются и для действующих военных в части оснований для увольнения с военной службы:
- освобождены из плена при условии, если они не выразили желания продолжать службу;

- после 36 месяцев непрерывной службы во время действия военного положения;

- на основании заключения военно-врачебной комиссии (ВЛК) о непригодности к военной службе или о временной непригодности к военной службе с пересмотром через 6−12 месяцев;

- при наличии инвалидности, если военнослужащие не выразили желания продолжать военную службу;

- имеющих ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, если второй родитель такого ребенка (детей) умер, лишен родительских прав, признан пропавшим без вести или безвестно отсутствующим, объявлен умершим;

- имеющие жену или мужа из числа лиц с инвалидностью и/или одного из своих родителей или родителей жены (супруга) из числа лиц с инвалидностью I или II группы при условии, что такие лица с инвалидностью не имеют других трудоспособных лиц, обязанных в соответствии с законом их содержать (по действующей норме только факт наличия таких лиц с инвалидностью предусматривал право на увольнение).

Как известно, именно подход к мобилизации стал одной из причин разногласий между президентом Зеленским и главком ВСУ Залужным. Верховный главнокомандующий и главнокомандующий по-разному видят стратегию ведения этой войны.

Залужный считает, что украинская армия должна перейти к стратегической обороне. А массированные удары беспилотниками по инфраструктуре россии и создание новой государственной системы технологического перевооружения помогут Украине одержать победу над агрессором, значительно превышающим по человеческим и техническим ресурсам.