Планируемые преобразования в государственной системе закупок Минобороны не произошли, и ситуация не только не улучшилась, но даже ухудшилась, пишет на ФБ политический эксперт Михаил Шнайдер.
Обеспечивать изменения должен был Арсен Жумадилов — человек министра обороны Рустема Умерова.
«Но произошло то, что и должно было произойти: все разговоры о реформе государственной системы закупок Минобороны, к сожалению, к большому сожалению, так и остались разговорами», — написал Шнайдер.
Эусперт напомнил, что идея заключалась в том, чтобы отстранить от закупок соответствующий департамент МО как неоднократно критикуемый. Вместо него были созданы два новых государственных предприятия, которые должны были действовать независимо — ГП «Агентство закупок в сфере обороны» и ГП «Государственный оператор тыла». Но, во-первых, Департамент продолжил работу. Во-вторых, оба ГП возглавил Арсен Жумадилов. Другими словами, закупки все равно продолжались под наблюдением Минобороны.
«Только в конце января „Агентство закупок в сфере обороны“ возглавил другой человек. Все это время независимые компании действовали в полной зависимости от человека министра обороны», — отмечает Шнайдер.
Негатива, по его мнению, добавил еще один фактор — комиссия за заключенные контракты, которая идет на содержание обоих ГП. Вместо того, чтобы закупать дешевый товар в том количестве, которое нужно для войска, ГП выбирают самые дорогие номинации в наибольшем количестве. Вся причина — в 0,4% от суммы контрактов, считает Шнайдер.
«Последние примеры: „Государственный оператор тыла“ объявил тендеры на закупку двух дорогих телевизоров и нескольких дорогих микрофонов, а „Агентство закупок в сфере обороны“ покупает бронежилеты по цене выше, чем три месяца назад, и это те же жилеты и тот же поставщик», — пишет эксперт.
Не добавилось порядка и в сфере торгов на поставку продовольствия для армии. Предполагалось, что такая поставка будет разделена на товарную и сервисную (когда один поставщик готовит еду, а другой доставляет), но фактически разделение не произошло.
«Почему так? Потому что 0,4%. Чем больше сумма контракта, тем больше получат ГП. Ранее Жумадилов говорил, что в мире подобные посреднические компании получают значительно большую комиссию — даже 7%, поэтому ждем, когда 0,4% превратятся в 0,5, 0,6, 0,7…» — прогнозирует Шнайдер.
Он добавляет, что все эти преобразования в Минобороны были названы реформой и борьбой с коррупцией…