Пожалуй, в Украине не найдется дома, где бы не было хотя бы одного майоликового изделия. Наборы для вареников, пончиков, галушек, блинов, напитков создают особый колорит, когда за столом собираются семья и друзья.
Об украинской майолике «ФАКТАМ» рассказала коллекционер и исследовательница истории отечественных фарфора и керамики Людмила Карпинская-Романюк.
— Одна из моих любимых работ — набор для вареников «Рушничок» художника Васильковского майоликового завода Виктора Коваленко (на фото в заголовке), — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — В его состав входят ваза для вареников с крышкой, сметанница, маленькие и большие круглые миски. Орнамент с растительными мотивами сдержанный и изысканный одновременно.
Читайте также: «Чайный сервиз „Бутон“ — визитная карточка Барановского фарфорового завода», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк
— Что представляет собой майолика?
— Это рисованная и глазурованная керамика. Майолика — одна из наиболее распространенных и художественно интересных разновидностей декоративного искусства, имеющая очень давнюю историю. Майолика известна со времен Древнего Египта. В Украине рисованная керамика была популярна издавна. В прошлом веке основным предприятием по производству художественной керамики в Украине был Васильковский майоликовый завод в Киевской области. Изделия, изготовлявшиеся из выжженной глины с использованием расписной глазури, отличались особой лаконичностью форм, изысканностью золотисто-коричневых и зеленых поливов, разнообразием способов декорирования. Треть ассортимента составляла малая скульптура, остальные — декоративная и бытовая посуда и сувенирная миниатюра.
После основания предприятия в 1934 году на базе артели, производившей простую глиняную посуду, за короткое время изделия мастеров Киевщины получили широкое признание. Искусство майолики вошло практически в каждый дом. Куманцы, наборы для воды и вина, изготавливаемые на заводе, имели популярность не только в Украине, но и в разных странах мира: в США, Канаде, Англии, Франции, Бельгии, Финляндии. Отечественной майоликой восторгались на международных выставках декоративно-прикладного искусства.
В 1960 годах выпускалось более миллиона изделий из гончарной глины, покрытых поливом или расписанных керамическими красками и выжженных при температуре около тысячи градусов. Изысканные, благородно декорированные майоликовые сервизы пользовались высоким спросом у покупателей, ведь являются украшением домашнего интерьера.
— Важный фактор, способствовавший популярности майолики, наверное, и доступная цена?
— Да. Приведу уровень цен в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Столовый сервиз «Вечер» из 10 предметов, а именно: кувшина, макитры, четырех мисок и такого же количества чашек, стоил 13 рублей 50 копеек. Миска обходилась семейному бюджету в один рубль, набор для кваса «Желтый», кувшин и две кварты в форме кувшина — 3 рубля 65 копеек.
— Интересно!
— Ведущими художниками Васильковского майоликового были Михаил Денисенко, Валерий и Надежда Проторьевы, Нелли Исупова. Заслуженный мастер народного творчества Украины Григорий Денисенко — участник многочисленных художественных выставок.
Разработанные им образцы массовой продукции шли в производство и в значительной степени определяли лицо Васильковской майолики. Творческое наследие художника поражает своим разнообразием — это повседневная и декоративная посуда, тарелки, блюда, декоративные и скульптурные композиции, украшенные традиционной рожкованной росписью, фляндровкой, гравировкой, лепкой.
В 1949 году известный украинский художник, маэстро васильковской майолики Михаил Денисенко, троюродный брат Григория Денисенко, стал главным художником Васильковского майоликового завода на Киевщине. В течение 30 лет настоящий подвижник народного гончарного дела Михаил Денисенко все свои силы и вдохновение отдавал творческому труду на заводе, возрождая аутентичные традиции изготовления и украшения васильковской керамики. Именно благодаря труду Михаила Денисенко и его коллег Васильковский майоликовый завод из рядового предприятия превратился во всемирно известный центр изготовления самобытных изделий народного гончарного искусства с неповторимым украинским национальным колоритом.
— Для украшения изделий Михаил Денисенко применял средства, присущие народному гончарству: лепка, гравировка, декорирование цветными поливами, но предпочтение отдавал росписи, в которой наиболее полно реализовывал свои способности живописца, — продолжает рассказ Людмила Карпинская-Романюк. — Большинство росписей выполнены техникой рожкования, которое делается разноцветными глинами. Использовал мастер и старинную фляндровку. Это особый декоративный эффект, когда создают росписи сверкающими поливами по темному матовому фону. Не менее интересны терракотовые изделия, украшенные разнообразными композициями.
Изделия васильковчан были очень популярны как сувениры и подарки. В наборах для вареников супругов Проторьевых переплетаются чудеса и фантастика.
В фирменном магазине на Крещатике в Киеве часто можно было видеть иностранцев, которые проявляли внимание к васильковским сувенирам и охотно покупали их, предпочитая обычно миниатюры. Но это понятно. Приезжий желает иметь какую-то необременительную «мелочь» с ярко выраженными национальными приметами. И именно такие — майоликовые произведения Проторьевых. В частности, их миниатюрные вазочки, чашечки, мисочки…
— Это действительно красиво.
— Художественно изящные и самобытные, они воспринимаются как драгоценности, художественные мини-шедевры, майоликовое чудо. Проторьевы начали свой творческий путь в Василькове в 1950 году после окончания Киевского училища прикладного искусства, вся энергия и время были ими отданы творчеству. Озаренные мечтой, они преодолевали раздоры, экспериментировали. На протяжении нескольких десятилетий они достойно представляли художественно совершенную, в лучшем смысле новаторскую васильковскую майолику, а затем и одну из оригинальных художественно-стилистических граней современной украинской керамики в целом. За четыре десятилетия творческого тандема художники создали тысячи разнообразных изделий: посудные формы, вазы, тарелки, зооморфные скульптуры, фигурные композиции, множество причудливых и фантастических зверей.
В Национальном музее украинского декоративного искусства хранится самая большая коллекция произведений васильковских художников — более 1500 предметов.
С начала 1960 года Васильковский майоликовый завод был одним из ведущих предприятий украинской художественной промышленности.
Изделия из майолики отлично вписываются в современный образ жизни: обычно их можно ставить в духовки (газовые и электрические), микроволновые печи, а также мыть в посудомоечных машинах. Майоликовая посуда не впитывает запахов. А если вдруг разбивается, разлетается не на мелкие опасные осколки, а на достаточно большие и неострые (по сравнению со стеклом) черепки. Так что если в доме есть дети, то посуда из глины станет хорошим решением с точки зрения безопасности.
Ранее Людмила Карпинская-Романюк рассказала «ФАКТАМ» об истории кукольных сервизов, которые создавались на отечественных фарфоровых заводах.
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк