В Украине в особый период мобилизация студентов не предусмотрена, но совсем другая ситуация произошла с 19-летним жителем Харькова. В начале полномасштабного вторжения он с семьей ради спасения своей жизни выехал в Ужгород. И уже на конечной станции к нему подошли представители военкомата. В результате Владимира мобилизовали и отправили в воинскую часть. Полтора года он участвовал в боевых действиях, пока его представитель в судах доказывал, что действия ТЦК были незаконными.
- Истец был студентом 4 курса механического факультета дневной формы обучения Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. Он входил в органы студенческого самоуправления, активно участвовал в развитии учебного заведения, — рассказал «ФАКТАМ» адвокат общественной приемной Украинского Хельсинского союза по правам человека Роман Лихачев. — В марте 2022 года, когда российские оккупанты обстреливали Харьков, Владимир решил эвакуировать маму в Ужгород. Но как только он сошел с поезда на конечной станции подошли представители военкомата и полицейские. Парень показал студенческий билет, сообщил, что учится на дневной форме. Но ему сказали, что эти документы пусть покажет в военной части, и его без проблем уволят. И в результате без прохождения военно-врачебной комиссии Владимира зачислили в личный состав одной из частей. Он стал пулеметчиком. Подчеркну, что в законодательстве отсутствует запрет на мобилизацию совершеннолетних, в данном случае речь шла об обмане, потому что такого основания, как увольнение из воинской части, нет. То есть лицу сразу сказали неправду. Уволить военнослужащего со службы воинская часть не может, для этого нужно только в суд обращаться.
Читайте также: «Неформальная терминология»: в Украине не знают, что делать с уклонистами
— Что было дальше?
— После обучения Владимира отправили в зону боевых действий. Он обратился в наш союз за помощью. Сразу мы написали обращение в ТЦК, впрочем, справку о прохождении студентом ВВК нам так и не предоставили. Зато прислали нам заявление якобы от самого Владимира, которое он написал 4 марта и просил его мобилизовать. Сам студент, увидев его, заверил, что он не писал его, подпись не его. А мобилизовали его на два дня раньше — 2 марта. Оригинала заявления из военкомата так и не предоставили.
Кроме того, представители Ужгородского ТЦК вопреки инструкции не связались с Харьковским ТЦК, не взяли сведения у последнего, стоял ли Владимир на учете. Или вообще имел отсрочку от службы. Он учился в Харькове и его дело со всеми документами было там.
Читайте также: В Раду внесли альтернативный закон о мобилизации: что он предусматривает
Учебные заведения обычно проводят сверку с центром комплектования, предоставляя подтверждение, что конкретное лицо призывного возраста там действительно учится. Добавлю, что пока судебная тяжба тянулась полтора года, Владимира отчислили с учебы. Представители военкомата делали все, чтобы мы не могли обратиться в суд, ответы на запросы не предоставляли.
Поскольку истец находился на передовой — воевал на Харьковском и Бахмутском направлениях, я подал исковое заявление от себя. Состоялось шесть заседаний, от военкомата никто не приходил. В своем заявлении я просил признания противоправными действий Ужгородского районного территориального центра комплектования и социальной поддержки по призыву по мобилизации. При этом, как было установлено на суде, Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет направлял списки студентов-призывников, которым предоставлена справка-подтверждение факта обучения, военному комиссару Павлоградского объединенного городского территориального центра комплектования и социальной поддержки, где на учете состоял истец. Указанное свидетельствовало о том, что Ужгородский районный территориальный центр комплектования и социальной поддержки не выполнил свою обязанность по проверке наличия оснований для отсрочки от призыва по мобилизации на военную службу.
Читайте также: «Иначе — катастрофа»: эксперт назвал «предельный процент» украинцев, которых можно мобилизовать без ущерба для экономики
— Что в результате решил суд?
- Несколько месяцев дело рассматривал суд первой инстанции. Не согласившись с решением, представители ТЦК подали на апелляцию. Только после рассмотрения жалобы в апелляции Владимира уволили со службы. Далее представители ТЦК подали кассацию. Но справедливость на нашей стороне. Мы подали заявление на компенсацию от Ужгородского ТЦК и выиграли дело.
Суд постановил взыскать в нашу пользу 50 тысяч гривен, сумму должно выплатить Государственное казначейство. Добавлю, что наше государство должно уже миллиарды в аналогичных делах, но ничего не платит. Здесь мы больше боролись за справедливость. Потому что получается, что часть, которая видит нарушения со стороны ТЦК, не может уволить человека со службы. И ей надо идти только в суд, чтобы доказать, что действия незаконны. Это хорошо, что Владимир дождался. А бывает же так, что процесс настолько затягивается, что боец может просто не дожить и погибнуть на фронте. И все из-за чьей-то бездеятельности!
Читайте также: Первый шаг: Умеров прокомментировал принятие в первом чтении законопроекта о мобилизации
— Владимир планирует возвращаться на обучение?
— Да, он имеет удостоверение участника боевых действий, и имеет право на бесплатное обучение. Будет восстанавливаться в университете.
— Много ли сейчас подобных ситуаций?
- Таких обращений у меня сейчас большое количество. В начале полномасштабного вторжения случаев по мобилизации многодетных, судимых, студентов мы фиксировали сотнями … Сейчас у меня в работе около десяти таких жалоб. В данном случае важно доказать, что на момент призыва представители были проинформированы о том, что лицо является студентом. И для этого необходимо написать заявление в военкомат на отсрочку от мобилизации, добавив необходимые копии документов.
Ранее сообщалось, что в Раде продолжают рассматривать проект нового закона о мобилизации. Юрист шокировал объяснением, где ТЦК могут вручать повестки.
На фото в заголовке адвокат Роман Лихачев