Общество и люди

«Супница на столе лучше всего символизирует уют домашнего застолья», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк

20:32 — 19 февраля 2024 eye 692

Супница — украшение стола, за которым собираются родные и друзья. В ожидании вкусного блюда гости любуются ее красотой. Супница в серванте — как нарядное платье в гардеробе.

Обычно суповую вазу «приглашают к столу» по особому случаю. А потом снова возвращают на почетное место, где она стоит обычно.

А есть ли супница в вашем доме? Знаете ли вы ее историю? Как часто используете?

В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследователь отечественного фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказала о лучших суповых вазах отечественного производства.

«Старинные вазы для супа являются предметами коллекционирования»

- Суповые вазы, которые называют в обиходе супницами, предназначены для подачи первого блюда (супа или бульона) для дальнейшей порционной раздачи, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Они появились во Франции на рубеже XVII—XVIII вв.еков. Раньше первое блюдо подавали в тарелках под колпаками (клошами), чтобы оно не остывало слишком быстро.

Вазы для супа сохраняют тепло и удобны для подачи блюд. Как правило, супница — широкая и глубокая емкость овальной формы с крышкой, ручками, иногда — с ножками. Такая ваза может стоять на подставке. Старинные вазы для супа являются предметами коллекционирования. Супница на столе как нельзя лучше символизирует уют домашнего застолья. Скажу по секрету, кроме супа и борща, я подаю в суповой вазе и другие блюда, которые как можно дольше должны оставаться горячими — блины, вареники, мясо, картофель…

— Как долго не остывает блюдо в супнице?

— Из моей практики, вазы для супа могут сохранять тепло до часа. Время зависит от толщины стенок. Еда в супнице не обветривается и не запревает, длительное время остается свежей.

— Когда супницы начали производить в Украине?

- Очень давно. По качеству фарфора европейским образцам, например, не уступали сервизы завода в городке Корец на Ровенщине.

Секрет небывалого качества продукции заключался в сырье лучшего сорта — каолиновой глине. Создание завода связано с деятельностью князя Юзефа Клеменса Чарторыйского (1740−1810) — человека высокообразованного, отличавшегося в кругу современников любовью к новаторству. Известно, что князь развернул широкую предпринимательскую деятельность в своих владениях на Волыни и Подолье. Под его руководством работали мануфактуры сукна, полотна и кожаных изделий. Много путешествуя, наблюдая за направлениями развития промышленности европейских стран, Чарторыйский особенно обращал внимание на деятельность фарфоровых мануфактур.

Решение об открытии собственного производства фарфора основывалось на хорошо обдуманных экономических расчетах. В организации любого керамического производства первоочередную роль играет наличие и близость месторождений сырья. Обнаруженные на берегах реки Корчик значительные залежи высококачественного каолина как нельзя лучше решали сырьевой вопрос. Налаживание производственного процесса было возложено на французских специалистов — братьев Франтишека и Михаила Мезеров, под руководством которых в 1790 году после длительных экспериментов были выпущены первые фарфоровые изделия. Наибольший расцвет фабрика приобрела в начале XIX века, когда ее руководителем был непосредственно сам князь Чарторыйский. К сожалению, преемникам не удалось удержать высокий уровень производства и в 1831 году предприятие прекратило свое существование.

«Изделия Киево-Межигорской фаянсовой фабрики были украшением коллекции фарфора Михаила Грушевского»

- В отличие от фарфора, фаянс никогда не считался предметом роскоши, — продолжает рассказ Людмила Карпинская-Романюк. — Однако особое место в художественном наследии Украины занимают фаянсовые сервизы Киево-Межигорской фаянсовой фабрики Она просуществовала почти 80 лет — с 1798 по 1877 год.

Несмотря на то, что продукция предприятия изготавливалась под влиянием западноевропейских образцов, местным мастерам, благодаря своеобразному формообразованию и декорированию, удалось создать свой собственный неповторимый стиль.

В 1795 году в окрестностях Киева начались исследования для выявления залежей глины, пригодной для изготовления фаянса и фарфора. На холмах — в 20 километрах от Киева между Вышгородом и селом Ново-Петровцы — были найдены залежи каолина. Недаром с давних времен в Межигорье и окрестных селах крестьяне гончаровали, лепили посуду. Вскоре была построена фабрика. Целью новосозданного производства стало производство фаянса «английского типа», приближенного к веджвудскому (для чего использовались образцы английских изделий и книги с «этрусскими рисунками»). При этом продукция межигорцев была с национальным колоритом.

Изделия фабрики хранятся в ведущих музеях Украины. В частности, очень большое собрание в Национальном музее украинского народного декоративного искусства. Изысканными изделиями Киево-Межигорской фаянсовой фабрики можно полюбоваться в Национальном музее истории Украины. Интересно, что в Британском музее коллекция межигорской керамики экспонируется в отдельном зале. Кстати, изделия Киево-Межигорской фаянсовой фабрики были украшением коллекции фарфора Михаила Грушевского.

— Интересно.

- Очень красивые суповые вазы Барановского завода. Когда-то на берегу реки Случь местные крестьяне случайно нашли немалые залежи белой глины — каолина. Именно из него в древнем Китае, а затем и в Европе изготавливали тончайший и прочнейший фарфор. В 1802 году предприимчивые землевладельцы — братья Франциск и Михаил Мезеры — приобрели в Барановке у магнатов Любомирских-Валевских небольшой кусок земли со зданиями и построили там фабрику. Впоследствии изделия украинских мастеров украшали также дворцы европейских вельмож и не уступали по качеству материала и декору работам саксонцев.

История мануфактуры была непростой. Менялись владельцы, менялось производство… Однако важно то, что барановский фарфор стал узнаваемым не только в Украине, но и за рубежом — в Европе, США, Канаде. В 1910 году продукция завода получила золотые медали на выставке в Венеции. По качеству барановский фарфор не уступал мировым образцам. И в двадцатом веке изделия барановских фарфористов были необыкновенными (фото в заголовке — Авт.).

— Красота!

— А вот супница создана фарфористами коростенского завода Николаем Трегубовым и Ангелиной Ждановой. Колокольчик — украшение лесов и лугов — стал лейтмотивом в росписи одноименного сервиза.

Интересна супница в форме капусты Коростенского фарфорового от столового сервиза «Зелений» с тарелками в форме капустных листьев.

Очень красив и столовый сервиз «Вечірня зіронька», созданный на Будянском фарфоровом заводе.

— Кто из украинских фарфористов, по вашему мнению, создал особенные суповые вазы?

- Киевская художница Вера Павленко. Каждая ее суповая ваза — со своим колоритом. Ее произведения стали украшением многих выставок народного искусства в Украине и за ее пределами: в Париже, Брюсселе, Кабуле, Лейпциге, Токио, Нью-Йорке.

— Стоит ли покупать винтажную супницу без сервиза?

- Конечно, стоит, если нравится. Прекрасные формы и орнаменты вазы для супа украсят дом и сделают сервировку стола необычной. Супницу можно достаточно легко совместить с тарелками из другого сервиза.

— Как выбрать супницу?

- Стоит при выборе ориентироваться на несколько критериев. Немаловажно наличие ручек. Они позволяют удобно переносить посуду при необходимости. Ножки и специальные подставки уберегут стол от перегрева. Крышка является необходимым элементом супницы, ведь защищает блюдо от остывания, сохраняет аромат. Подбирая посуду, стоит ориентироваться не только на эстетические предпочтения, но и на функциональность, устойчивость к повреждениям.

Ранее «ФАКТЫ» публиковали советы эксперта по фарфору Елены Корусь: «Отдельные предметы из любимого сервиза могут стать в сервировке интересным акцентом».

Фото в заголовке И. Скицюк, М. Тимченко. Суповая ваза. Барановский ФЗ. 1969. Национальный музей украинского декоративного искусства

Фото из альбома Людмилы Карпинской- Романюк