По приказу главнокомандующего ВСУ Александра Сырского Силы обороны Украины выходят из Авдеевки. Военнослужащий ВСУ Игорь Луценко пишет в Facebook о том, почему мы оставляем свои позиции.
Итак, Авдеевка все. Войска, как сказано, совершают «относительно контролируемый отход» оттуда. О, сколько всего прячется за этой скупой фразой! Сколько жизни проносится за долю секунды перед глазами участников этого относительно контролируемого отхода! Не передать ни словами, ни красками.
А перед этим была Марьинка. Перед Марьинкой — Бахмут. Перед Бахмутом — Лисичанск-Север. Тенденцию уловили?
Почему сюжет повторяется? Почему сейчас на очереди Курахово-Угледар, Степовое, Купянск? Какие причины считать, что дальше не Харьков, Запорожье? А никаких!
Нет предела, где россияне, взяв такой стабильный темп, остановятся. Разве что на природных рубежах, которые — Днепр, северные белорусские болота. Вот такой их план.
Хочу написать истории-иллюстрации, почему мы постоянно отступаем. История первая, возможно, будет и единственная, потому что она достаточно красноречивая. Это история о КАБах, управляемых авиационных бомбах.
КАБ — это бомба, как правило, весом 250, 500 кг. Реже — 1000, 1500. Это простая фугасная бомба, которых в СССР было до чертиков, и которых в мире тоже до чертиков, но с небольшой надстройкой — крылышками и модулем, управляющим полетом. Запускаются с самолета и относительно точно летят несколько десятков километров.
Как и все успешное в таких больших войнах, как наша, — дешево, сердито и очень эффективно. Пятисоткилограммовой бомбе безразлично, степь перед ней или бетонный город. Она складывает подъезды, как карточные домики. Ей не нужна исключительная точность, потому что она контузит все живое в радиусе 100 метров, даже если это живое попряталось в укрытие. Люди, попавшие под ударную волну, потом долго лечатся, хотя снаружи у них остаются целыми ноги-руки.
КАБ заменяет тактическую ракету. Ракета несет столько же взрывчатки и дальше, и стоит миллионы. КАБ стоит в десятки раз меньше, но такой же мощный. Запасы старых мощных авиабомб практически неисчерпаемы. РФ будет воевать ими очень долго.
Раньше определенное время была мода считать, сколько артиллерийских снарядов выпустила та или иная сторона. Но выстрелы из 152 мм или 155 мм не такие эффективные в современных многоэтажных городах. Давайте лучше посчитаем, сколько КАБов применяет каждая из сторон. Статистика красноречивая (ноль против сотен) и не оставляет нам никаких шансов. Можно сделать миллион ФПВ-дронов, но на расчеты операторов полетит миллион КАБов. Уже летит собственно.
Прошлой зимой (или весной, я уж точно не помню) у нас была встреча с Кубраковым, министром транспорта — но скорее не как министром, а просто влиятельной фигурой в нынешней пирамиде власти. Я поднимал вопросы КАБов как фактора неоспоримого преимущества россиян в определенной, очень важной сфере. У наших стран-помощников нужно просить оружие против авиации, бросающей КАБы. Нам нужно делать свое ПВО, которое сможет отгонять носителей бомб подальше от линии фронта.
С тех пор мы не продвинулись здесь далеко. Нам нужны как симметричные, так и ассиметричные решения.
Мы предлагали регулярно атаковать аэродромы с дистанции в несколько сот км — все аэродромы, где базируется тактическая авиация, способная бросать на нас КАБы. Чтобы отодвинуть ее максимально далеко, чтобы авиация врага могла как можно меньшее количество и средний вес бросать на нас.
Предлагалось масштабировать под это некоторые украинские разработки. Сейчас уже пора говорить, что эта концепция почему-то буксует. Многостраничные документы с планом войны против вражеских аэродромов гуляют по штабам и министерствам, встречают на своем пути всех — от седых генералов и до молодых бизнесменов — но не встречают воплощения.
Мы взялись также и за проект «украинский КАБ». Собственно, этим должны заниматься профильные ведомства. Мы нашли для них варианты и пути. Но там пока тишина.
Да, наша авиация не способна подниматься достаточно высоко, чтобы бросать по врагу КАБы производства западных стран, потому что будет поражена средствами российской противовоздушной обороны. Но техническую проблему носителя КАБов вполне возможно решить многими способами, одни из которых дешевые, другие — чуть дороже, но тоже реалистичные.
Все это за год успешного применения КАБов россиянами можно было решить. Повторяется история с Шахедами: Украина, страдая от эффективного оружия, которое россияне применяют, уже более чем год не может создать симметричный ответ в должном масштабе. Хотя обладает и ресурсами, и технологиями, и людьми для этого.
Не обладает Украина только одним — способностью это все организовать под решение конкретной, всем очевидной задачи.
Мы не сможем наступать без КАБов. Для уничтожения глубоко эшелонированной обороны противника, для разрушения его мощных укреплений мы не напасемся тактических ракет или снарядов. Первые слишком дорогие, вторые слишком слабые. Нам надо дешево и мощно — это КАБы.
Повторюсь, все для создания отечественных управляемых авиабомб есть. Нет только воли тут создавать что-то новое и нужное.
Почему-то ГУР и СБУ могут напрячься и сделать большое количество и хорошее качество морских дронов для того, чтобы умножать россиян на море на ноль. Могут спланировать и реализовать уничтожение российской нефтепереработки.
Так, может, давайте отдадим частично управление сухопутными операциями этим ведомствам? КАБы как раз по сложности сопоставимы с морскими дронами. Может, давайте поставим им задачу создать решение по КАБам? И точно так же защититься от вражеских бомб?
Или наконец создадим возле армии команды с соответствующими полномочиями, которые способны решить такие задачи? С реальными специалистами и управленцами, а не воображаемыми?
«Всю власть — спецназовцам, хватит Авдеевок и Бахмутов!» — написал Игорь Луценко.
Читайте также: «Авдеевка имеет символическое значение, как и Бахмут»: что говорят эксперты о боях за город
Материалы, опубликованные в рубрике «Блоги», отображают мнение автора и могут не совпадать с позицией редакции.