Во время нашего разговора 21-летняя София Кортелюк едва держится и делает паузы, чтобы остановить поток слез. Она до сих пор не может понять, что это не страшный сон, а горькая правда — ее 37-летнюю маму Иванну Войтович жестоко убили в Польше, где она находилась на заработках, чтобы поставить на ноги троих своих детей, которых воспитывала сама.
Преступление произошло в городе Томашув-Мазовецки Лодзинского воеводства. По информации пресс-службы местного управления полиции, 15 февраля в 5:35 в дежурную часть поступила информация об обнаруженном теле женщины на лестнице в многоквартирном доме в центре города. Полицейские установили личность подозреваемого, им оказался 48-летний мужчина, который не проживает в этом доме. Он нанес женщине 20 ударов острым предметом. Его задержали через три часа после убийства. За это преступление польский закон предусматривает пожизненное заключение. Неизвестны мотив и личность подозреваемого — не указано, является ли он поляком, украинцем, или гражданином третьего государства. Однако в соцсетях пользователи отмечают, что это именно украинец.
Читайте также: Напали за то, что они — украинцы: стали известны подробности гибели 17-летнего баскетболиста в Германии
- Мама выросла в селе Гриньковцы на Тернопольщине. Я — старшая в семье, — рассказывает «ФАКТАМ» дочь погибшей София Кортелюк. — Сестре Дарье 15 лет, брату Назару — 14. Родители давно развелись, отцу присудили алименты, но средства от него мы получали только тогда, когда звонили и напоминали. И то он еще подумает хорошо, нужно ли их давать. Отец совсем не участвовал в нашем воспитании. Конечно, остаться одной с тремя детьми сложно, поэтому мама вынуждена была поехать в Польшу на работу. А мы остались с 60-летней бабушкой по маминой линии.
За границу мама ездила в течение трех последних лет. Первое время три месяца там работала, тогда столько же была с нами. Потом стала оставаться на более длительное время. Постоянно передавала нам посылки со вкусняшками, подарки, присылала деньги. Мы постоянно были на связи, очень скучали друг по другу. Благодаря маминой моральной и финансовой поддержке я закончила в Кременце медицинское училище. Затем перебралась в Тернополь, чтобы снимать жилье и работать. Летом 2023 года она в последний раз приезжала домой. Пробыла в Украине две недели.
— Где она работала в последнее время?
- На заводе за станком в центральной части Польши. Мама рассказывала, что работа тяжелая, там их всего 2−3 женщины, а то все — мужчины. Однако она очень радовалась, что за две недели до трагедии с ней продлили трудовой договор, ведь на этой работе у нее была достойная заработная плата. Каких-то больших подробностей она не рассказывала. Только то, что все у нее хорошо, коллектив хороший. Маму там уважали и ценили, вообще она неконфликтный человек, очень добрый, в беде не бросала никого. Поэтому я не могу понять, что же произошло.
Читайте также: «Просто нравилось убивать»: украинка стала жертвой маньяка в Польше
— Когда в последний раз разговаривали с мамой накануне ее убийства?
- На День святого Валентина. Поздравили друг друга и обсуждали будничное. Настроение у мамы было хорошее. Она не жаловалась, что ее кто-то обижает. Помню, что очень просила, чтобы весной она приехала домой. Она обещала, что сдержит слово… Убийство произошло 15 февраля, а мне сообщили на следующий день. Я как раз вернулась с работы, а тут звонок с польского номера. Сразу подумала, что это мама, может что-то с ее телефоном произошло, больше знакомых у меня в той стране нет. Но на том конце трубки незнакомый мужчина на украинском стал спрашивать мой адрес. Я не хотела говорить, потому что не понимала, для чего это. А потом он сказал: «Не знаю, как это сообщить, но вашу маму убили». Этот человек жил с ней в одном хостеле. Подробностей он не знал, только то, что есть в сети. Нам обещали, что в понедельник с нами свяжутся и расскажут больше. Но до сих пор этого нет.
Мы очень хотим забрать маму домой и здесь похоронить. Но в консульстве нам заявили, что это будет не скоро, потому что проводят вскрытие, экспертизы, потому что это уголовное дело. Сейчас я нашла организацию, напишу им доверенность, и они уже привезут маму. Это будет стоить от 2000 евро. После похорон я возьму опеку над братиком и сестренкой, надеюсь, что позволят, потому что работаю официально, есть доход. Должна поддержать и бабушку.
— Знают ли младшие дети о том, что мамы уже нет?
- Да. Сначала я старалась не говорить, потому что не знала, как это сделать. А когда они стали весь спрашивать, почему мама не звонит, а почему вы плачете и съезжаются родные, пришлось сказать правду. Нам всем очень больно…
Если вы хотите помочь детям, потерявшим маму, вот реквизиты:
Ранее «ФАКТЫ» писали об убийстве в Польше женщины и двух ее дочерей из Винницкой области.