Аферисты, пользуясь войной, придумывают разные схемы, чтобы завладеть деньгами украинцев. В последнее время участились случаи с мошенниками, которые под видом ремонта бытовой техники «кидают» клиентов на деньги. А заманивают людей достаточно профессионально, обещая вызов мастера на дом бесплатно да еще и хорошую скидку за проведенные работы. В результате требуют совсем другие суммы, а вот техника через считанные дни снова перестает работать. Когда же клиент понимает, что его обманули и начинает требовать свое, он сразу же попадает в «черный список». В интернете подобных случаев сотни, но ловкачи гастролируют по разным городам и находят новых жертв. Одной из таких стала Елена из Винницы.
— Об этой конторе я узнала из объявления на подъезде, которые в нашем районе расклеили на каждом доме. На буклете было написано прописными буквами, что мастер ремонтирует все виды техники, на дом выезжает бесплатно. А потом дает еще и скидку в 20%. «Опыт работы — 8 лет. Даю гарантию» — говорилось в объявлении и еще подчеркнуто красным полем. Невозможно было не обратить внимание, — говорит «ФАКТАМ» Елена. — Указано два номера. Я позвонила и вызвала мастера. Там мне снова напомнили, что будет скидка. Почему бы не сэкономить, подумала тогда.
— Через несколько часов приехал мастер и забрал всю неработающую технику будто бы на диагностику, — продолжает Елена. — При этом мне выписали документы с печатью «Сервисный центр № 1», на которых указывалась сумма за диагностику каждой единицы техники — 500 гривен. То есть за 4 единицы я должна была заплатить 2000 гривен на месте сразу! Это уже насторожило. Но мастер сказал, что если будем у них ремонтировать, то эта сумма отминусуется. Удивило то, что нигде не указан был их адрес. На вопрос, где вы находитесь, мужчина назвал адрес в Виннице.
В течение дня мастер связывался со мной с разных номеров, это тоже показалось странным. Озвучивал сумму за ремонт очень высокую. Например, за ремонт пылесоса 3800 гривен, за ремонт робота-пылесоса — 3950, хотя цена новых 5000−6000 гривен. Конечно, мы отказались за такую сумму что-то делать. Только согласились на ремонт микроволновой печи за 1750 гривен.
Вечером нам перезвонили из той конторы и сказали, что будет доставка курьером, за которую я должна заплатить 200 гривен. Когда я спросила за скидку в 20%, которая была в объявлении, мне ответили: какая может быть скидка, если мы у них отремонтировали только микроволновку.
Но суть в том, что уже на следующее утро микроволновая печь снова перестала работать, — возмущается Елена, — Хотя согласно акту выполненных работ гарантия на ремонт — 30 дней. Позвонив в контору по указанному в объявлении номеру, услышала лишь обещания, что со мной свяжется мастер. Но это были лишь обещания.
На следующий день я снова звонила по всем номерам, которые у меня имелись, но никто уже не отвечал. Когда же я ввела мобильные контакты в интернете, то едва дар речи не потеряла. Все 100% отзывов об этих личностях были негативные. Пользователи делились в комментариях, что это «контора аферистов, воров и мошенников, которая работает под прикрытием фирмы по ремонту компьютеров и другой техники. Промышляют по всей Украине, меняя объявления и номера бесконечно, обменивая мобильные свои сим-карты между областями и городами, когда уже все узнают их номер в городе. Ведут скрытую видеозапись типа для отчетности».
Выяснилось, что Елена — не единственная виннитчанка, которая имела дело с данной конторой.
— Мы тоже столкнулись с этим лохотроном. За ремонт холодильника нам загнули 10 тысяч гривен, поэтому мы отказались, — говорит «ФАКТАМ» жительница Винницы Татьяна. — Так они за вызов мастера и диагностику содрали 1700 гривен. Знакомый имел неосторожность отдать этим аферистам игровую приставку на прошивку. В итоге она пролежала у них неделю, пока мужчина сам не приехал туда. В результате с него содрали 500 гривен за то, что якобы «мастер работал над ней». Как рассказывал знакомый, документов у «ремонтников» нет, офис находится в Киеве, ездят они по разным областям, снимают офисы, а потом бесследно исчезают.
Когда знакомый вызвал полицию, ему посоветовали написать на них жалобу. Потом он тоже стал интересоваться этой конторой и прочитал, что года 4 назад об этих «ремонтниках» уже писали сообщения-предупреждения люди, которые стали их жертвами. Но они постоянно гастролируют, и пострадавших только прибывает. Особенно жалко пожилых людей, которые не имеют возможности и знаний искать в сети информацию об этих недобросовестных мастерах".
Как не стать жертвой ремонтников-мошенников? Эксперты отмечают, что получение лицензии на оказание услуг по ремонту бытовой техники не требуется для мастеров, предоставляющих такой вид услуг, упрощая процедуру до открытия ФЛП.
— Следовательно, в первую очередь клиенту следует обратить внимание на Уголок потребителя и информацию о субъекте хозяйствования, осуществляющего соответствующий вид ремонта. Во-вторых, предоставление бытовых услуг осуществляется в соответствии с договором между потребителем и исполнителем соответствующей услуги, — объясняет адвокат Максим Гореликов, учредитель объединения «HORELIKOV & Partners». — Документальное подтверждение предоставления бытовой услуги — договор и/или расчетный документ (квитанция, товарный или кассовый чек, талон, расчетный документ).
В-третьих, предоставленная бытовая услуга должна соответствовать требованиям по качеству, определенным в договоре или предусмотренным законодательством, в течение всего гарантийного срока. Если в договоре не установлен гарантийный срок на предоставленную бытовую услугу, исполнитель должен сделать отметку о гарантии качества в договоре и/или расчетном документе. Гарантия качества предоставленной бытовой услуги распространяется на все, что составляет результат ее предоставления. Требование потребителя о безвозмездном устранении недостатков в предоставленной бытовой услуге в течение гарантийного срока рассматривается после предъявления договора и/или расчетного документа.
Читайте также: Аферист «заработал» на фальшивом телеграм-канале 3 млн гривен, которые предназначались ВСУ, и потратил их на развлечения
В данном случае, добавляет адвокат, следует применять следующий алгоритм. В первую очередь убедиться, что вы обнаружили нарушения в работе:
— Следует собрать все доказательства предоставления вам услуги по ремонту соответствующей техники (договор о предоставлении услуг, акт приема-передачи к договору, квитанция, товарный или кассовый чек, талон, расчетный документ) и составить письменную претензию к поставщику услуг, который осуществил данный ремонт. Составленная грамотно и в соответствии с правилами претензия по качеству ремонта товара поможет покупателю не только решить все имеющиеся спорные моменты, но и в случае необходимости выиграть суд .
Обязательно следует придерживаться следующих правил: указание полного наименования организации, с которой возник конфликт, а также данных предъявителя претензии. Обычно эта информация пишется в правом верхнем углу, как на стандартных заявлениях. Кроме того, следует добавить детальное и четкое описание возникшей проблемы с указанием даты приобретения товара, чека, наименования приобретенного товара, цены. Указать дату первичного обращения в магазин или фирму и результат, полученный в ходе попытки уладить конфликт устно. Сделать ссылку на Закон Украины «О защите прав потребителей», с указанием возможных последствий для продавца (исполнителя услуг) и Постановление Кабмина «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения» от 16 июня 2023 г. № 614.
Стоит отметить, что отправлять претензию следует заказным письмом с описью вложения в письмо, чтобы впоследствии в суде иметь возможность подтвердить досудебное урегулирование спора. Если ответа не получили, можно обратиться или в Департамент защиты прав потребителей, или в суд Обратите внимание: данная категория дел не требует уплаты судебного сбора.
Читайте также: Банки не всегда помогут: мошенники разработали новую схему и начали грабить украинцев
В структуре, призванной защищать права потребителей, объясняют: статьей 10 Закона Украины «О защите прав потребителей» определены права потребителя в случае нарушения условий договора о выполнении работ (оказания услуг).
«В случае выявления недостатков в выполненной работе (предоставленной услуге) потребитель имеет право на свой выбор требовать безвозмездного устранения недостатков в выполненной работе (предоставленной услуге) в разумный срок, соответствующего уменьшения цены выполненной работы (предоставленной услуги), бесплатного изготовления другой вещи из такого же материала и такого же качества или повторного выполнения работы; возмещения причиненных ему убытков с устранением недостатков выполненной работы (предоставленной услуги) своими силами или с привлечением третьего лица; реализации других прав, предусмотренных действующим законодательством на день заключения соответствующего договора, — объясняет Вадим Чайковский, заместитель председателя Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. — Исполнитель в зависимости от характера и специфики выполненной работы обязан выдать потребителю расчетный документ, удостоверяющий факт выполнения работы, или воспроизвести на дисплее программного регистратора расчетных операций (дисплее устройства, на котором установлен программный регистратор расчетных операций) QR-код, позволяющий потребителю осуществлять его считывание и идентификацию с расчетным документом по структуре данных, которые в нем содержатся. Или отправить электронный расчетный документ на предоставленный потребителем абонентский номер или адрес электронной почты. Учитывая вышеупомянутую информацию, если потребитель планирует заказать услуги по ремонту, то в первую очередь необходимо заключить с исполнителем договор о выполнении работ (оказании услуг).
Читайте также: Незаконно переоформили 16 квартир киевлян на своих родственников: в Киеве раскрыли жилищную аферу на миллион долларов
Если права потребителя нарушены и исполнитель отказывается удовлетворить справедливые требования в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей — обращайтесь в Госпродпотребслужбу и ее территориальные органы. Также потребители могут защитить свои права в судебном порядке в соответствии со статьей 22 Закона.
Но добавлю, что на период действия правового режима военного положения прекращено проведение плановых мероприятий государственного надзора и действуют ограничения в проведении внеплановых мероприятий государственного контроля (постановления Кабинета Министров Украины от
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о мошеннике, пытавшемся выманить 10 тысяч долларов у жены погибшего на фронте воина, убеждая, что тот в плену.
Читайте также: «После гибели Дарьи в соцсети начался сбор на карточку ее мамы, умершей годы назад»: мошенники цинично используют смерти военных