Весна пришла, и ее дыхание ощущается в творчестве многих украинских мастеров и дизайнеров. Красота природы вдохновляет.
О приходе весны известный английский писатель Чарльз Диккенс писал так: «Это был один из мартовских дней, когда солнце светит ярко, а ветер дует холодный, когда на свету — лето, а в тени — зима». И именно в это время расцветают первые весенние цветы.
О своей коллекции первоцветов на самоцветах «ФАКТАМ» рассказала полтавская мастерица Юлия Котова, лаковая миниатюра которой имеет ценителей во многих странах мира.
— Юлия, как считаете, почему именно первоцветы так органично сочетаются с самоцветами?
— Первоцветы довольно миниатюрны и хрупки, поэтому они идеально сочетаются с самоцветами. Вот магнолия на житомирском лабрадорите. Это работа о весенней ночи, когда уже достаточно тепло и темнота наполнена пьянящими ароматами цветущих деревьев. Житомирский лабрадорит создал просто идеальную неоднородную фактуру темноты и стал отличным фоном для веточки магнолии. А это подснежники на змеевике. Считаю, что более «лесного» камня, чем змеевик, просто не существует. Самоцвет как будто сам шепчет: «Напиши цветы, а я окутаю их своими узорами, словно лесным мхом, и сохраню на долгие годы на радость людям».
— Красота!
— А вот фиалки на лабрадорите. Ох, и люблю же я эти крошечные хрупкие цветочки. Каждый год весной выискиваю их взглядом в парке или на лесной лужайке. Для меня цветение фиалок означает, что уже пришла настоящая весна. А как звонко жужжат пчелки и шмели, перелетая с цветка на цветок в поисках сладкого нектара. На моих миниатюрах насекомых нет, но изображения очень динамичны, динамики добавляют радужные переливы камней. А еще я использовала интересный прием, написав цветы плотными красками, а листики — прозрачными.
— Очень изысканная работа с сон-травой…
— Эта роспись родилась после моей встречи с этим магическим цветком. В один из теплых весенних дней мы с семьей поехали на прогулку в лес вблизи Полтавы. И там случайно нашли лужайку этих невероятных цветов. Это настоящее чудо! Раньше я видела их только на иллюстрациях и открытках, а здесь живые цветы! Такие яркие и такие нежные… Эти впечатления, пожалуй, буду помнить всю жизнь Для миниатюры (на фото в заголовке) я использовала полупрозрачный спил тонированного агата, такой же нежный и приятный, как цветы сон-травы.
— Заметила, что во многих работах вы изображаете росу. Как достигаете этого эффекта настоящей капли?
— Роса — это моя любовь. Ее капли или дождевые для цветка — это как колье с бриллиантами для женщины. По-моему, ничто в мире не подчеркивает естественную красоту цветка так, как капли сияющей на солнце росы.
— Действительно.
— Роса, изображенная на цветке, — это неповторимый миг, который остается с нами благодаря краскам и самоцветам. Для создания капель воды у меня есть особенная многослойная техника. Это очень кропотливая, но интересная работа. Роса обогащает миниатюры художественными деталями и придает росписям изысканную завершенность.
— Кажется, что некоторые цветы живые — только покрыты лаком. Каков секрет такого эффекта?
— Ну, на самом деле никакого секрета у меня нет. Цветы кажутся живыми, потому что я уделяю много внимания деталям. У каждого растения есть свои уникальные черты, своя фактура, форма, цвета. Я очень придирчиво отношусь к технике, поэтому каждый мазок находится на своем месте и выполняет свою роль. А еще я очень люблю цветы. И это, разумеется, отражается в моих работах, потому что то, что любишь, создаешь с особой любовью.
— Когда работаете, перед вами живые цветы или фото?
— Наверное, я удивлю вас, но, когда создаю работы, передо мной цветов, как правило, нет. В большинстве своем это сборные образы, которые сформировались в моем воображении после просмотра многих фото и созерцания живых цветов.
Читайте также: «Мои колье с коллажами имеют ценителей в разных уголках мира», — дизайнер украшений Оксана Гольская
— Как создается лаковая миниатюра?
— Процесс довольно простой и сложный одновременно. Сначала камень готовлю к росписи. Нужно убрать с него глянец. Самоцвет должен быть матовым. Затем наносится контур будущей миниатюры. А дальше живописные слои чередуются с лаком — и все это поочередно просушивается. Масляные краски сохнут больше шести часов при температуре 70−80 градусов. После завершения работы с красками роспись покрывается несколькими защитными слоями лака, что обеспечивает долговечность лаковых миниатюр. Затем финишное (защитное) покрытие усовершенствуется вручную наждачной бумагой и специальной пастой для полировки.
— Как выглядит ваша мастерская?
— Мастерской у меня нет. Но есть рабочий стол с ящичками и шкафчиками для самоцветов и других материалов. На столе стоит маленький импровизированный аквариум, который я сделала из большой стеклянной вазы. На подоконнике, на шкафчиках и на потолке над столом у меня живут папоротники. Это похоже на импровизированный лес. А еще у меня есть мощная настольная лампа. Светит как прожектор. Ну, и удобное кресло, потому что работаю по много часов.
— Случались ли в вашем творчестве какие-то чудеса?
— Пока нет, но весна только началась. Однако одну историю все-таки расскажу. Она о самоцветах с ландышами. Роспись на зеленом агате заказала одна приятная женщина из Бельгии на день рождения. Мы выбрали камень, и я с огромным удовольствием сделала миниатюру, отправила по почте… Но посылка потерялась в пути. Было очень жалко работы, а еще больше, что человек остался без такого ожидаемого подарка в самый прекрасный день года. Поэтому ландыши на яшме были написаны вместо потерянных, но уже через год. Эту посылку я отправила маме именинницы в другую страну, а дочь планировала приехать к ней в гости и забрать мою работу. Но снова произошло не так, как предполагалось. Посылка долго лежала в почтовом отделении, но никто о ней не сообщал. Уже потом мама именинницы таки забрала работу с почты, и в конце концов ландыши нашли своего адресата. Интересно, что естественный узор яшмы с самого начала напоминал цветы ландышей, а я только немного помогла им проявиться.
— Что символизируют первоцветы?
— Прежде всего пробуждение природы, начало нового цикла жизни, победу весны над зимой, надежду на лучшее будущее.
— Какие работы всемирно известных художников на тему первоцветов ваши любимые?
— Для меня самые красивые в мире цветы, в том числе и первоцветы, родились из-под кисти украинской художницы Екатерины Билокур. На ее полотнах встречаются цветы, которые на самом деле цветут в разные периоды, но именно это делает ее цветочные миры необычными и неповторимыми. Это отдельная Вселенная, созданная для созерцания цветочной души, для проникновения в нее, ощущения ее совершенства.
Ранее мастерица Александра Чалий, которая создает потрясающую посуду с декором из полимерной глины, рассказала «ФАКТАМ» о своем творчестве.
Фото Юлии Котовой