Военный медик Олег Токарчук в интервью корреспонденту Наталье Нагорной рассказал, как один из военнослужащих два месяца воевал с осколком в сердце и не понимал, почему его состояние ухудшалось.
«Когда украинский защитник выходил с позиции, то заметил на своей груди царапину. Он обратился к батальонному врачу, однако тот был убежден, что рана несерьезная, — вспомнил Олег Токарчук. — Вскоре рана зажила, а бойца снова отправили на позиции. Легче ему не становилось. Поэтому он обратился в стабилизационный пункт. Пришел и говорит: «Я не могу, я задыхаюсь, у меня болит сердце, я не могу».
Позже военный, добавил боевой медик, обратился к гражданским врачам, прошел обследование, сдал разные анализы. И уже на компьютерной томографии у него обнаружили осколок в сердце. В сердечной мышце — большой осколок. Защитник воевал с ним в сердце два месяца. Воина срочно эвакуировали и в Киеве, в Институте сердца, провели операцию. Хирургическую бригаду возглавлял директор Национального института сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова Василий Лазоришинец (на фото в заголовке с пациентом).
Как выяснил журналист «ФАКТОВ», бойца, точно родившегося в рубашке, зовут Александр. Он родом из Винницкой области. Воин стал первым в стране пациентом, которому извлекли каменный осколок из сердца.
— По словам военнослужащего, в 2022 году он получил очень серьезное ранение головы. После того как прошел лечение и реабилитацию, вернулся на передовую, — рассказал «ФАКТАМ» заведующий отделением кардиохирургии ГУ «Национальный институт сердечно-сосудистой хирургии им. М. М. Амосова Андрей Горячев.
— Что же могло произойти, по вашему мнению?
— Скорее всего, во время обстрела была очень мощная минно-взрывная волна. И этот осколок с поля боя попал внутрь сердца не через бронежилет, а между его пластинами. Честно говоря, мы с коллегами раньше оперировали пациентов со стеклянными, металлическими и пластиковыми осколками. А каменных еще не встречали. Это хорошо, что Александр обратился вовремя за помощью. Если бы не успел, все могло бы закончиться летальным исходом…
— Чем именно этот осколок был опасен для защитника?
— Он мог с кровотоком сердца попасть в легкие, тогда было бы закупоривание артерий. А дальше человека не спасли бы. Мог бы начаться воспалительный процесс, который закончился бы бактериальным миокардитом. Он может повредить сердечную мышцу, которая не сможет эффективно перекачивать кровь. В тяжелых случаях при сердечной недостаточности может потребоваться трансплантация сердца. В данном случае нужно было немедленно оперировать мужчину. С 2014 года вместе с военными хирургами и специалистами Национального института хирургии и трансплантологии имени А. А. Шалимова мы разработали специальные неодимовые магниты, которые применяют для того, чтобы находить и удалять металлические обломки в случае поражения грудной клетки и сердца. Но, как видите, имеем дело с ранениями не только металлическими осколками.
Во время хирургического вмешательства мы использовали искусственное кровообращение: остановили сердце защитника, подключили оборудование, которое взяло на себя функции легких и сердца. То есть оно забирало кровь из пациента, через специальный аппарат насыщало кислородом и возвращало, минуя сердце, в сосуды. Сам обломок имел длину полтора сантиметра. Из-за реакции с кровью со временем он стал желтоватого цвета. После удаления осколок стал экспонатом коллекции нашего директора Василия Лазоришинца, возглавлявшего хирургическую бригаду, успешно проведшую сложную операцию, которая длилась четыре часа.
Теперь у воина два дня рождения. Он точно родился в рубашке. Помню, как я зашел потом в палату Александра, так он все время говорил о своих побратимах, всё спрашивал, когда можно снова на передовую. И это меня тогда поразило. Мы рады, что все так закончилось, и ждем бойца после нашей Победы в гости, — сказал Андрей Горячев.
Известно, что после операции и реабилитации спасенный украинскими медиками воин продолжает служить в ВСУ.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как известный хирург Борис Тодуров провел сложную операцию, вытащив обломок из тела бойца ВСУ.
Читайте также: «Началось сильное кровотечение»: на Донбассе украинские хирурги провели уникальную операцию в боевых условиях