Целая «армия» подготовленных и вооруженных сотрудников — они разбираются в законодательстве и регулярно обновляют навыки стрельбы. Но на фронте их не увидеть — потому что у полиции другая работа. А особенно в военное время. Они — защищают гражданских в тылу, ищут коллаборантов, расследуют, в том числе, и военные преступления.
Полиция уже вызывает на себя огонь недовольства. Многочисленные жалобы от бизнеса и больше всего нареканий от предпринимателей к омбудсменам поступают именно на полицию, рассказал в интервью «Укринформу» бизнес-омбудсмен Роман Ващук.
«Бюро экономической безопасности на полную мощность не заработало и поэтому является наименьшей причиной жалоб. В лидерах у нас Нацполиция и СБУ», — сказал он, отвечая на вопрос, на какие именно правоохранительные органы поступает больше всего нареканий от предпринимателей.
По словам Ващука, чаще всего обращения предпринимателей касаются невозврата изъятого имущества, отказов правоохранителей расследовать преступления по заявлениям потерпевшего бизнеса, а также процессуальных злоупотреблений и давления на фирмы.
«Чаще всего это невозврат изъятого имущества, ситуации, когда правоохранители отказываются расследовать преступления по заявлениям потерпевшего бизнеса и вообще процессуальные злоупотребления и давление правоохранителей на фирмы.
Например, в 2019 году было возбуждено производство по ArcelorMittal за экоцид. Теперь это производство закрыто. Другое дело, также по ArcelorMittal, по налоговому нарушению, в котором фигурировал главный бухгалтер. То есть такое впечатление, что ищут, за что можно ухваатиться", — добавил он.
Полицейские не брезгуют жуткой практикой пыток собственных граждан. Так, в Городищенском райотделе жертвой полицейских стал 28-летний Виталий Бердник. Его жестоко избили из-за подозрения в краже.
Пытали полтора часа, рассказал позже мужчина «Суспильному».
«Была кража, я был к ней непричастен, они хотели узнать, кто там был. Я рассказал им, что там не было и ничего не знаю. Они начали бить стульями, били бутылкой, шлангом от огнетушителя, привязывали наручниками, чтобы не бегал», — вспоминает пострадавший. Все происходило поздно вечером, а уже в полночь его просто отпустили.
Этим делом занялось ГБР, под подозрением оказалось двое полицейских, их уволили.
О настоящем сафари на водителей, которое устраивает полиция, рассказали в Белой Церкви. Там один из руководителей организовал целую схему по отжиму машин у людей. Автомобили по надуманным причинам отправляли на штрафплощадку, после чего требовали деньги за возвращение машины. По данным местных журналистов, оборудка действовала под прикрытием руководителя управления патрульной полиции Александра Свитового.
Отличился он не только этим. Еще в конце прошлого года Свитовой организовал слежку за журналистами. В лучших традициях Януковича правоохранитель организовал травлю на дорогах для корреспондентов издания «Моя Киевщина», которые первыми вытянули наружу его незаконные оборудки. И только после огласки делом занялась прокуратура, свои проверки организовало ГБР.
Пытки граждан расследуют и в Одессе. Там ГБР сообщило о подозрении двум правоохранителям, которые задержали людей на вокзале и доставили на участок. Двух мужчин они избивали и унижали, угрожали расправой и заставляли признаться в краже золотой цепочки.
Полномасштабное нападение россиян не поспособствовало улучшению качества работы Нацполиции. Там, как в советское время, отчитываются о количестве, качестве и достижениях. Впрочем, обычные украинцы уже давно поняли — эта структура стала убежищем для тех, кто по привычным и общеизвестным схемам наживается на незаконном закрытии уголовных производств, за деньги фабрикует дела против «невыгодных» персоналий.
Может ли продолжаться такая безнаказанность бесконечно? Понятно, что нет. Даже несмотря на то, что вся система «прикрывается» на самом высоком государственном уровне. А Украина — демократическое государство и даже несмотря на войну, ни одна власть здесь не будет вечной. Сменятся руководители страны, на их место придут другие — и тогда будет отвечать каждый.
Большинство резонансных дел о преступлениях высокопоставленных лиц Нацполиции вообще не попадают в публичное пространство, а потому никто их не расследует. Однако, это не значит, что так будет вечно. На свет выплывут самые масштабные злоупотребления полицейских, а для молодых и принципиальных ребят освободятся десятки, если не сотни руководящих должностей в системе МВД.