Общество и люди

«Украинские мастера для создания фарфоровых цветов разработали свою технологию с использованием растений», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк

20:33 — 1 апреля 2024 eye 764

«Цветы — это палитра вдохновения», — писал всемирно известный писатель Франц Кафка. А автор приключенческих произведений Роберт Льюис Стивенсон говорил, что цветы — это лучи солнца на Земле. Их красота действительно поражает. Художники и скульпторы воссоздают цветы в своих работах, но еще никому не удалось превзойти природу. Однако все же существуют настоящие шедевры. Смотришь на такой цветок, скажем, из фарфора — и он кажется нерукотворным. Вершин искусства в создании цветов достигли мастера испанской мануфактуры Lladro, работы которых можно увидеть в первом украинском Музее фарфоровых фигур — ShvetsMuseum. Толщина лепестков в этих цветах точно такая же, как у настоящих. С невероятной точностью воспроизведены пестики и тычинки. А на лепестках можно увидеть даже нежные прожилки. Количество лепестков в каждом фарфоровом цветке, как в настоящем. И что еще интересно: среди разнообразия фарфоровых цветов не найдешь двух одинаковых — все как в природе. Мастера, создающие фарфоровые цветы, обычно работают в помещениях с большими панорамными окнами. Этого требует филигранная и кропотливая работа с мельчайшими деталями.

Украинские мастера тоже создавали в мануфактурах невероятные фарфоровые цветы. Об этом «ФАКТАМ» рассказала коллекционер и исследовательница истории украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк.

«Хрупкими фарфоровыми букетами украшал декоративные тарелки на Барановском фарфоровом заводе скульптор Дмитрий Гоч»

— Отечественные фарфористы с особым уважением и трепетом относились к цветочной тематике в своих декоративных изделиях, — рассказывает Людмила Карпинская-Романюк. — Хрупкими фарфоровыми букетами украшал декоративные тарелки на Барановском фарфоровом заводе скульптор Дмитрий Гоч. Он разработал для их создания собственную технологию с использованием живых цветов и шликера (жидкого фарфора).

С раннего детства Дмитрий рисовал, лепил, занимался резьбой. Полтавская природа открыла ему тайны гармонии, цвета, солнца. Кстати, именно он создал чайный сервиз «Бутон», являющийся визитной карточкой барановского предприятия. В 1950—1960-е годы изделия Дмитрия Гоча экспонировались на художественных выставках в Коломбо, Марселе, Генуе, Мельбурне, Познани. В настоящее время лучшие его работы хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства, музее Барановского фарфорового завода, Каневском музее народного декоративного искусства. Вершиной творчества Дмитрия Гоча считают уникальную технологию производства цветочных композиций на декоративных блюдах, которую он разработал сам.

— В чем ее суть?

— Дмитрий Гоч брал у себя в цветнике живые цветы, которые с любовью выращивала его жена Галя, складывал их в букет, высушивал и после специальной обработки погружал в шликер и выжигал. Органическая часть при заданной температуре сгорала, а фарфоровые цветы оставались. По технологии Дмитрия Гоча на Барановском фарфоровом заводе фарфоровые букеты на тарелках создавались в 1970-е годы. Такие блюда считались изысканным подарком (на фото в заголовке).

Потребовалось исключительное художественное мастерство, чтобы так реалистично и филигранно воспроизвести все элементы цветка — тычинки, лепестки, стебельки и листочки. На фоне кобальтового покрытия цветы выглядят потрясающе.

— А какие именно цветы воспроизводил в фарфоровых букетах Дмитрий Гоч?

- Разнообразные. Хризантемы, георгины, розы, тюльпаны…

Читайте также: «Коллекция фарфора в ShvetsMuseum произвела на меня фантастическое впечатление», — профессор Сергей Козаченко

— Использовались ли другие технологии в создании фарфоровых цветов?

— Да. Фарфористка Полонского фарфорового завода Тамара Игнатова использовала для создания композиций живые цветы. Их она смачивала в шеллаке (специальной смоле), а потом уже погружала в шликер. Впечатляет красотой ее композиция «Ногтики (Календула)». Этот цветок символизирует верность и вечную любовь. Также в своих работах Тамара Игнатова воссоздавала гвоздики, хризантемы, розы…

«Ирис символизирует чистоту и защиту»

— Лепные фарфоровые цветы, а именно — символы любви розы, — можно увидеть в изделиях Волокитинского фарфорового завода. В первой половине 19-го века такой фарфор был чрезвычайно моден. Изящная посуда и милые безделушки из фарфора были непременным украшением поместий. Лепные цветы использовали в декоре посуды и фарфористы Коростенского фарфорового завода Николай и Валентина Трегубовы.

А вот изумительные работы фарфористки Дружковского фарфорового завода Нины Василенко. Цветы на декоративных тарелках изящные и нежные.

Не перестаю удивляться, как нежная глина превращалась в вечность известным мастером Фелией Фальчук в росписи Елены Жерновой. Каждая деталь в букете ирисов Фелии и Елены реалистически совершенна. Фарфоровые цветы поражают красотой и изысканностью. Ирис символизирует чистоту и защиту.

Кстати, название цветка произошло от имени греческой богини радуги — Ириды. Ассоциация с радугой возникает и из-за разнообразия оттенков этого цветка. Стоит отметить, что ирис был невероятно популярен в стиле модерн конца XIX и начала XX века. Его изображали на витражах, воспроизводили в мозаиках.

Фелия Фальчук охотно делала на своих цветах изломы и дырочки на листьях, характерные для настоящих растений. А богатая палитра оттенков, созданная Еленой Жерновой, действительно впечатляет. Этими ирисами можно любоваться бесконечно.

— Сейчас многие мастера в Украине создают цветы из холодного фарфора. Причем такие, что их не отличишь от настоящих…

— Холодный фарфор — это глина, которая, в отличие от классической полимерной глины, застывает сама, не требуя нагрева, что значительно упрощает процесс работы.

— Как ухаживать за фарфоровыми букетами? Они ведь такие хрупкие…

— Ухаживать достаточно просто. Пыль можно легко сдувать феном. При необходимости можно обдать букет из пульверизатора легким раствором воды с мылом, затем смыть это под струей душа.

Ранее коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказала о наборах для меда украинского производства и фарфоровых туалетных наборах, которые уже стали раритетами.

На фото в заголовке: Тарелка с цветочным букетом Барановского фарфорового завода, 1970-е

Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк