— Недавно мы сопровождали в ООН и Конгресс США троих украинских детей, которых удалось вернуть на подконтрольную Украине территорию, — рассказала «ФАКТАМ» Кристина Шкудор, адвокационный менеджер проекта «Where are our people?» («Где наши люди?») общественной организации PR Army. — Дети рассказали в Соединенных Штатах свои истории. Среди них 11-летний Илья, которому два года назад в окруженном российской армией Мариуполе пришлось вместе с соседкой похоронить у дома свою маму Наталью. Перед этим она с сыном попала под российские обстрелы и получила ранение, которое оказалось смертельным. Илья тогда тоже был сильно ранен. Собственно, поэтому он и оказался в больнице Донецка, откуда его смогла забрать бабушка (мама погибшей Натальи). Если бы Илью, как и многих других украинских детей, отправили россию, то вернуть его было бы намного сложнее. Ведь россия всячески противится возвращению на родину депортированных украинских детей, скрывает информацию о них. Поэтому, хотя украинской стороне удалось установить имена уже примерно 20 тысяч депортированных в рф несовершеннолетних (на самом деле их в разы больше), вернуть удалось только 386.
11-летний Илья рассказал американским конгрессменам и представителям ООН, что он с мамой Натальей жил в многоэтажке на окраине Мариуполя. В первые дни большой войны они перебрались в один из отелей. Там тогда, как и во всем городе, не было ни электричества, ни воды. Когда прожили в гостинице шесть дней, Наталья решила навестить соседку, пошла к ней с сыном. Они увидели, что их многоэтажка разрушена российскими обстрелами где-то на четверть, а в доме соседки, к которой они шли, даже снесло крышу. За их домом есть двухэтажный дом, решили поселиться в нем. Нашли там запас продуктов, даже конфеты. Готовили на мангале на улице.
Наталья с сыном каждый день навещали соседку. В один из вечеров пошли к ней, чтобы вместе переночевать, но попали под обстрел. Осколок то ли от снаряда, то ли от мины попал мальчику в мышцы бедер обеих ног (поражение левой ноги было гораздо тяжелее). Наталью ранило в голову. Соседка перетащила ее к себе в дом и помогла мальчику допрыгать туда на одной менее пораженной ноге. Соседка как могла перевязала ребенку раны, дала ему обезболивающее. Наталья лежала рядом с сыночком, была без сознания, но в бреду что-то произносила. В какой-то момент затихла — умерла. Ей было 39 лет. Соседка вместе с Ильей похоронили Наталью рядом с домом.
Читайте также: «Депортированные украинские дети должны вернуться к родителям»: в ООН прозвучал эмоциональный призыв к международному сообществу
— Потом пришли фашистские военные, «освободители», так сказать, сообщили, что будет эвакуация в Новоазовск, — рассказал Илья порталу Музей «Голоси мирних». — Меня отвезли в Новоазовск, а потом — Донецк. Где-то через месяц в палату больницы, в которой я лежал, пришли какие-то тети сказали, что меня повезут в москву. Я начал с ними ругаться, они ушли и пришла моя бабушка. Забрала прямо-таки вовремя. Врач в Донецке сказал, что я снова научусь ходить где-то через 5−6 месяцев.
— Моего внука пропагандисты сняли на видео, показали по российскому телевидению, — рассказала «ФАКТАМ» бабушка Ильи Елена. — Этот ролик увидел мой сын, живущий в Австрии. Он прислал его мне.
— И вы связались с врачами, которые лечили вашего внука в Донецке?
— Нет, потому что я украинка, для той стороны «враг народа». Ппереговоры вел с донецкими врачами мой сын, так как он иностранец. Поэтому ему давали все данные, а он пересказывал их мне. А я здесь, в Украине, обращалась во все структуры, которые могли помочь вернуть внука. Это дало результат.
Читайте также: Наконец-то вместе: из оккупации вернули ребенка, который два года провел далеко от родителей
Из Донецка Елена с внуком уехали в москву, оттуда на самолете добрались до Турции, а затем — до Киева. Мальчика положили в одну из лучших детских больниц Украины «Охматдет». Благодаря его врачам Илья начал ходить не через 5−6 месяцев, а спустя месяц.
— Вероятно, у большинства из тысяч депортированных в россию украинских детей на родине есть родители или другие родственники. Почему пока удалось вернуть лишь 386 несовершеннолетних? — задаю вопрос Кристине Шкудор.
— россия не хочет их отдавать, поэтому делает все возможное, чтобы максимально усложнить процедуру возвращения. Разберем на конкретном примере. Скажем, у ребенка есть на подконтрольной украинским властям территории бабушка или дедушка. Чтобы вернуть внука или внучку, они должны приехать в россию, причем кружным путем — через Польшу и беларусь. В россии родственники ребенка должны сдать ДНК-тест (если привезут ДНК-тест, сделанный в Украине, то российские власти его не признают). Поездки в россию за депортированными детьми длятся месяц или даже два. У подавляющего большинства наших пенсионеров нет денег на такие вояжи.
Но прежде чем искать деньги, нужно знать, где находится ребенок. А с этим проблемы, потому что, как я уже сказала, россия намеренно скрывает эту информацию, меняет свидетельства о рождении, передает детей приемным родителям. Свое нежелание возвращать детей оправдывает тайной усыновления. А когда речь заходит об украинских сиротах и тех, чьих родителей лишили родительских прав, российская федерация вообще отказывается говорить о возвращении.
Кстати, недавно возник скандал после того, как руководитель фракции «справедливая россия» в госдуме рф сергей миронов удочерил девочку Маргариту из Мариуполя, у нее есть родственники в Украине. Они узнали ребенка в телесюжете, но пока не удается его вернуть, потому что россия не отдает.
— Существуют реальные рычаги влияния на россию в вопросе возвращения украинских детей?
— ООН и Международный Красный Крест — это фактически единственные международные организации, которые могли бы способствовать возвращению детей. Но они этого пока не делают.
— Как в таком случае удалось установить местонахождение несовершеннолетних, которых все же удалось вернуть?
- Большая часть из них смогли сообщить о себе родным. То есть эти дети помнили номера телефонов своих родственников, смогли получить доступ к смартфонам и таким образом сообщили, где они. Маленькие дети такого сделать не могут.
Было несколько случаев, когда вернули украинских детей при содействии Катара. Следует понимать, что универсальной схемы возвращения нет. Освободить всех депортированных детей и взрослых можно при условии нашей победы на поле боя.
Читайте также: К депортации украинских детей в россию имеет прямое отношение тайная жена бывшего личного адъютанта путина, — СМИ
— Известно, сколько украинских детей россия вывезла на свою территорию с начала полномасштабной войны?
— По данным ООН, россия депортировала за эти два года 2,8 миллиона граждан Украины. Среди них около 250 тысяч детей (эту цифру обнародовала уполномоченная президента Украины по правам ребенка и детской реабилитации Дарья Герасимчук). Как я уже сказала, нам удалось установить имена 20 тысяч из них, а вернуть на родину — всего 386 (на днях еще трое. — Авт .). Сама же российская федерация заявляет, что она депортировала из Украины 744 тысяч детей.
— По российским данным, на территории россии создано более 800 лагерей временного размещения украинских граждан, в них везут все новых и новых депортированных, — говорит Владислав Гаврилов, историк-исследователь кампании «Where Are Our People?» общественной организации PR Army. — Детей, которые попадают в эти лагеря, российские власти пытаются оставить в россии, вытравить у них национальную идентичность, воспитать в милитарном антиукраинском духе, чтобы сделать из них мобилизационный резерв для своей армии. Для этого депортированных детей вовлекают в структуры, подобные печально известному «гитлерьюгенду» — «юнармия», «движение первых», «молодая гвардия», «вагнеренок», («вагнеренок» после устранения пригожина переименован в «клуб лидер»). Также их отправляют в парамилитарные (военные по своей сути) лагеря «вымпел» (их более 100), созданы российскими спецназовцами.
Депортация детей из Украины носит организованный характер. Скажем, губернатор Мурманской области Андрей Чибис взял так называемое шефство над оккупированным Приморским районом Запорожской области. Он приехал туда с уполномоченным по делам образования Мурманской области. Вместе они увезли из Приморского района группу детей.
Читайте также: «Чтобы не было следующего поколения, которое сможет защищать страну»: посол Великобритании о похищении россией украинских детей
Этот и многие другие примеры (скажем, усыновление уполномоченной рф по правам ребенка марией львово-беловой подростка Филиппа Головни из Мариуполя) наглядно показывает, что к депортации привлечены российские чиновники, и это значительно усложняет все, что связано с возвращением украинских детей. Их вывоз в страну-агрессорку начался еще в 2014 году — печально известные «Поезда надежды», которыми в Ростовскую область вывозили детей из оккупированного Крыма. В преддверии полномасштабного вторжения 19 февраля 2022 года гауляйтер оккупированной части Луганщины Сергей Пасечник приказал отправить эвакуационный поезд из Луганска в город Гуково Ростовской области. Тогда вывезли более 13 тысяч человек, среди которых немало детей. Так началась новая волна депортации, которая продолжается и сейчас.
Добавим, что за похищение украинских детей суд в Гааге выдал ордер на арест путина.
Ссылка на петицию (на экране компьютера она расположена справа от пояснительного текста).
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как мужество педагога и 16-летней девушки спасло детей от отправки в россию.
В заголовке: фото предоставлено PR Army