По наблюдениям охранников крупных магазинов, количество краж резко возрастает накануне Дня святого Валентина и 8 Марта — воруют не только для себя, а еще и «на подарок»
По данным мировых экспертов в области продаж, ежегодные потери от краж в магазинах самообслуживания составляют порядка 50 миллиардов долларов. Воруют везде — в Европе, Азии, Африке И говорят об этом везде. Кроме Украины. Обзвонив с десяток столичных супермаркетов и предложив пообщаться на тему воровства, в ответ я услышала категорическое «нет». Только в одном супермаркете мне предложили: «Пришлите вопросы в письменном виде». «Как часто в сети ваших магазинов случаются кражи?» — спросила я. «В наших магазинах краж нет. Бывают случаи, когда покупатели забывают оплатить товар», — последовал ответ.
Что ж, возможно, закрывая доступ к правдивой информации, руководство маркетов полагает, что краж станет меньше?
Неожиданно я вспомнила, что один мой знакомый в недавнем прошлом работал охранником в одном из супермаркетов столицы.
- Нет краж? Ну что ты! — восклицает Александр. — Их сотни в день! Воруют как посетители, так и сотрудники. Например, поставщик привозит на склад магазина четыре паллета (поддон, разновидность тары для перевозки груза. — Авт. ) водки, а приемщик пишет, что принял три. Один паллет они продают на рынке. А деньги делят между собой. Потом эту недостачу спишут на весь коллектив. Часто воруют продавцы, кассиры и даже сами охранники! О посетителях я уже молчу
- Нет-нет, расскажи, пожалуйста. Кто эти люди? Бомжи, алкоголики, наркоманы, решившие «заработать» на дозу?
- Наркоманов много, их видно сразу. Я даже научился различать, кто чем «догоняется». Например, те, что «ширнулись», — бравенькие, в приподнятом настроении. И в основном в темных очках, чтобы глаз не было видно. Те, кто «плана» накурился, вальяжные такие, «плывущие в пространстве». Наркоманы воруют то, что можно быстро сбыть. Например, блоки жвачек Вышел из маркета, бабке в ближайшем переходе сдал — и тридцать гривен в кармане.
Но есть с виду очень даже приличные люди, на которых ни за что не подумаешь. Например, заходят парень с девушкой: на ней — добротная дубленка, он — в фирменной куртке, часы дорогие. «Для блезиру» покупают шоколадку и колу, а выносят, точнее, пытаются вынести деликатесную рыбу и бутылку вина за 700 гривен! Или еще один случай: «мажорик» весь с ног до головы «в коже», с дорогим мобильным телефоном прячет в карман баночку красной икры
- И зачем это им, богатым?
- А кто их знает! Они же не сознаются в краже, объясняют: забыли заплатить. И, главное, готовы заплатить, так как в кошельке, например, у этого парня было баксов триста с собой.
- Так, может, и вправду забыл?
- Нет, это был наш постоянный клиент, и мы не раз уже замечали за ним такие «странности». Мне рассказывали, «золотая молодежь» сейчас так иногда развлекается. Сидят дома, от безделья маются и спорят, кто сможет вынести из магазина деликатесов на большую сумму или какую-то шмотку. А как-то «на горячем» попался даже майор милиции, припрятавший в плащ бутылку коньяка. Он был подшофе, начал нас материть, угрожать, трясти перед носом «ксивой». Такой цирк устроил!
- Ты бы позвонил в милицию
- Ну, на такие меры приходится идти крайне редко. Во-первых, милиция изымает продукт, который пытались украсть, как вещдок. Во-вторых, такая волокита последует, сам не рад будешь. Ребята стараются обходиться своими силами.
- Приоткроешь секреты?
- В крупных маркетах работает система видеонаблюдения. Просматривается едва ли не каждый угол. Самих же камер практически не видно. Охранник, который ежеминутно смотрит на монитор, сидит в отдельной комнатушке — чтобы ничто не отвлекало. И если заметит что-то подозрительное, тут же сигнализирует охранникам, которые стоят у касс и на выходе из маркета. Однако, пока человек в зале и еще не расплатился за товар, задерживать его никто не имеет права. Он может сказать, что собирался заплатить, но еще не успел, или вообще вернуть товар на полку. А вот когда вышел за пределы зала, тут-то можно начинать разговор.
- И какое наказание грозит вору?
- Для нас что главное? Как правило, застигнутый однажды «на горячем» вор забудет дорогу в данный магазин раз и навсегда. Кстати, снимками воришек с монитора, где зафиксирован момент попытки кражи, у нас была обвешана вся подсобка. Ну а что касается наказаний, знаешь, какое самое действенное? Работал у нас Василий Петрович, пожилой охранник, так он ученикам звонил в школу, студентам — в вуз Ох, и боялись его!
- А что воруют чаще всего?
- Шоколад, жвачки и другую мелочь, которую легко спрятать в карманы, в рукав, в сумку. Даже в зонт умудряются прятать! Кстати, замечено: количество краж возрастает накануне праздников — Дня святого Валентина и 8 Марта. Это так называемое воровство «на подарок».
Пацаны с особым энтузиазмом воруют водку, пиво и закуску в дни футбольных матчей. Девушки любят прикарманивать косметику и дорогие экзотические фрукты, продающиеся поштучно, — манго, например, гуаву
- Я читала, что излюбленный метод воров — прятать более компактный товар в упаковку более крупного.
- Методов сотни! Я помню случай, как девушка повадилась в наш магазин воровать нижнее белье. После ее посещения всегда оставалась пустая упаковка от трусиков. Задержали: ни в сумке, ни в карманах улик не обнаружили. Думали, может, надела на себя вторые. Нет — в одних! Оказалось, она приходила в магазин без нижнего белья
- Никогда не забуду женщину лет пятидесяти, — продолжает Александр, — с виду интеллигентную, в натуральной шубе, которая пыталась вынести пакет дорогого кофе между ног. Ее выдала неестественная походка.
- Но, видимо, бывают случаи, когда охрана и не доглядит.
- Воры-профессионалы работают группами. Один отвлекает охранника вопросами или заявляет, что у него украли кошелек. Трое других обступят стеллажи, будто что-то там очень скрупулезно выбирают, и на экране одни спины Поэтому в последнее время системы видеонаблюдения часто устанавливают прямо под полками. Ну и еще один секрет открою. В зале сейчас почти во всех маркетах работают охранники в гражданском, так называемые «тихари». Они, как обычные посетители, берут тележку и курсируют с ней по залу. Никому в голову не придет, что они следят за другими клиентами!
К примеру, был у нас постоянный клиент, назовем его Сергей Иванович. Отставник, хорошо обут, одет, всегда поздоровается, заговорит с девчонками. Раз «тихарь» смотрит, глазам не верит: Сергей Иванович прячет в карман пачку печенья . Отставника тут же взяли «на заметку». Печеньем он, оказывается, проверял, как работает смена. А на следующий день пришел за более существенной добычей — армянским коньяком.
- Саша, ты ведь, знаю, работал в охране и в бутике модной одежды. Наверное, там тоже насмотрелся?
- Воруют везде. Даже в ювелирных магазинах и в маркетах бытовой техники воруют. А одежду выносят почти так же часто, как и продукты. Берут в примерочную, срывают или дезактивируют «антикражные» ярлыки и выносят — кто в сумке, кто прямо на себе.
- А самую курьезную кражу в практике твоей работы охранником припомнишь?
- Мне запомнился один наш клиент, солидный мужчина, который украл свисток от чайника и объяснил мотив своего поступка тем, что его чайник перестал свистеть!