Николай Бажанюк преподает в школе трудовое обучение. Однако в свободное от уроков время делает для украинских защитников дроны-камикадзе. Чтобы приобрести комплектующие, проводит сборы в соцсетях. Себестоимость железной птицы — около 9−10 тысяч гривен. В планах педагога — привлекать и молодежь к своему делу.
— Я из города Шаргород, что в Винницкой области. Здесь учился, отсюда пошел в армию, где отслужил два года. После возвращения работал по приобретенной в армии специальности крановщика, — рассказывает «ФАКТАМ» Николай Бажанюк. — Затем было обучение в Винницком кооперативном техникуме, после чего работал в райпотребсоюзе. Некоторое время занимался земледелием, не столько землей, сколько сельскохозяйственной техникой. Позже был приглашен мастером производственного обучения тракторному делу и учителем трудового обучения. Преподавал в школе и одновременно учился в Винницком педагогическом университете имени Коцюбинского. Учительский стаж у меня 20 лет.
— Как возникла идея, как научились изготавливать дроны для наших защитников?
— Я по специальности учитель трудового обучения и всегда, работая с детьми, делал акцент на конструировании. Было много разработок, в том числе из частей электронных игрушек, мы конструировали макеты, самолетики, ракеты, воздушных змеев, оборудование и прочее. Дети выставляли свои изделия на выставку.
Что касается войны, то я настроен патриотично. Если станет ясно, что должен воевать, то, несмотря на состояние здоровья, пойду и буду делать все возможное. В этой современной войне, наблюдая за происходящим на линии столкновения, постоянно думал о том, чем могу быть полезным для наших воинов. Мы делали сначала окопные свечи, сетки плели. Когда встал вопрос о том, чтобы как можно эффективнее помогать, — донатили. Но когда значительно снизили зарплату и уже невозможно было поддерживать волонтерские проекты донатами, что я смог, так это залезть в долги. Денежные средства из семейного бюджета были выделены на первый дрон для того, чтобы показать на собственном примере, что возможно всё, только нужно сильно захотеть. Как я пришел к этому — целая история.
Когда видел эффективность дронов, то задумывался, можно ли их собирать в наших условиях. До изготовления FPV-дронов был долгий поиск того, как можно этому научиться. И когда я уже подошел вплотную к тому, что меня берут на учебу, то понадобились деньги, потому что она платная. Еще нужно было добираться в областной центр. Следовало выделить средства из семейного бюджета. Да и работа в школе тоже не давала возможности посещать обучение. Через некоторое время я нашел курсы, позволяющие учиться дистанционно, в свободное время. Сразу зарегистрировался на них. За месяц прошел обучение и получил сертификат об успешном завершении. После этого началась активная деятельность: нужно было найти средства для заказа деталей, необходимых для изготовления дронов. Сначала в этой местности, где я проживаю, было проведено большое количество презентаций с участием учителя информатики Стрижавского лицея Игоря Витюка, который своим примером вдохновил меня. До сих пор постоянно проводятся презентации, чтобы рассказывать людям о полезности проекта «Народный дрон».
Читайте также: «Россияне воруют у нас идеи и ставят их на поток. Массовость применения — преимущество врага»: Егор Фирсов — о войне идей и дронов
— Что самое трудное в процессе? Сколько времени уходит на изготовление одного дрона?
— При сборке дрона очень важна внимательность к самому процессу. Главное — следовать инструкции. Время, необходимое для изготовления, разное, в зависимости от того, какой опыт имеет человек. У Игоря Николаевича, например, есть свой собственный рекорд — один час и 38 минут. У меня получается гораздо медленнее, ведь я не только складываю дрон, но и на его примере учу в школах детей, а также тех, кто хочет помогать проекту. Больше времени занимают процессы сбора денежных средств, заказ необходимых деталей и ожидание их доставки. Сам процесс сборки дрона, прошивание программным обеспечением проходят гораздо быстрее. После этого дрон нужно отправить на полигон для тестирования при максимальной нагрузке.
Дроны могут собирать люди всех возрастов и разного пола, здесь нет ограничений. Каждый может пройти обучение на таких волонтерских платформах, как Viktori drons и Social drons.ua. После этого будут знать, как и где заказать детали, как проводить сбор средств, как собирать дроны и все, что нужно знать и уметь для этого. Так что могу посоветовать всем небезразличным пройти обучение и присоединяться к проекту.
— Как бойцы отзываются о ваших изобретениях?
— Сейчас я в ожидании первого дрона с испытательного полигона. Надеюсь, что все будет хорошо и после испытаний он поедет на восток к нашим разведчикам. Важность дронов в этой войне неоценима. Один маленький дрон, который стоит 250−300 долларов, может обезвредить танк, который стоит 2−3 миллиона, и сохранить многим нашим бойцам жизнь. Это война, которой мир еще не видел, война технологий. На войне выходных нет, там каждый день гибнут наши ребята, не заставляйте их вымаливать с протянутой рукой помощь, которую им нужно было предоставить еще вчера. Если у кого-то есть желание и возможность помочь проекту «Народный дрон», буду счастлив.
Для тех, кто хочет поддержать педагога в сборе дронов, вот ссылка на карточку:
https://send.monobank.ua
Ранее Анна Новикова, президент общественного объединения Dream Ukraine, при поддержке которого работает инженерно-летная школа операторов БПЛА, рассказала «ФАКТАМ», что волонтеры часто передавали на фронт дроны, непригодные для использования.
Читайте также: «ВПК в каждый дом»: в сети раскритиковали инициативу Минцифры о сборе FPV-дронов в квартирах