Происшествия

Проверки со стороны силовых структур предприниматели киевской области связывают с нежеланием последних финансировать предвыборную кампанию

0:00 — 9 февраля 2006 eye 445

По данным правозащитников, открыто заявить об оказываемом давлении отваживается лишь одна фирма из пятисот

Казалось бы, давление на предпринимателей со стороны проверяющих структур, в качестве наказания за «несговорчивость», и нежелание оказывать финансовую помощь во время выборов давно в прошлом. Однако недавно компания «КЛО», известная многим киевлянам и жителям области по одноименной сети автозаправочных станций, собрав пресс-конференцию, заявила об обратном. Произведенный недавно в офисе компании обыск, повлекший за собой остановку работы, ее руководство связывает с принципиальной позицией фирмы — не ввязываться в политику, не выступать спонсором политических партий или блоков. По словам главы правления Международной лиги защиты прав граждан Украины Эдуарда Багирова, «ситуация вокруг компании «КЛО» — случай далеко не единичный». «Декларативно политика нашего государства заключается в партнерских отношениях бизнеса и государства, на деле мы сталкиваемся с совершенно иным подходом,  — заявил Эдуард Багиров.  — Однако лишь одна компания из ста отваживается обратиться с жалобой на неправомерные действия силовых структур, а вынести свою проблему на обсуждение в средствах массовой информации решается одна из пятисот пострадавших фирм».

Обыск в офисе компании «КЛО», по словам ее генерального директора Сергея Житника, начался с того, что в помещение ворвались семеро мужчин в сопровождении трех вооруженных автоматами бойцов налоговой милиции. Вошедшие предъявили ордер на обыск в компании, которая когда-то арендовала у «КЛО» автозаправочную станцию и некоторые другие помещения. По утверждению Сергея Житника, действия правоохранителей вызвали у него вполне оправданное возмущение. Ведь название компании «КЛО» в ордере не значилось, а предприятие, в нем указанное, не только не было зарегистрировано по данному адресу, но и физически там никогда не находилось. Тем не менее, по словам генерального директора, покидать помещение офиса запретили не только сотрудникам предприятия, но и посетителям, среди которых оказалась беременная женщина. Лишь когда будущей маме стало плохо, ей разрешили уйти. По словам руководителей компании «КЛО», обыск продолжался и на следующий день. Таким образом, утверждает Сергей Житник, работа компании была блокирована на довольно продолжительное время, а ее деловой репутации нанесен значительный ущерб. Впрочем, к правоохранителям у сотрудников «КЛО» накопился целый ряд и других претензий.

- У нас сложилось впечатление, — заявил во время пресс-конференции генеральный директор компании «КЛО», — что эта акция носила характер устрашения. Но почему, за что? Мы десять лет работаем в сфере торговли нефтепродуктами. И всегда поддерживали нормальные отношения с налоговой инспекцией. Только за последнее время в виде налогов заплатили около трех миллионов гривен.

Представители компании не исключают, что вероятной причиной оказываемого на компанию давления мог стать ее отказ от сотрудничества с определенной политической силой. По словам Сергея Житника, в июле прошлого года ему позвонили ее представители и предложили спонсировать их на парламентских выборах в марте 2006 года. Но получили ответ: «Мы занимаемся бизнесом и находимся вне политики».

- По голосу говорившего в трубку я понял, что он в замешательстве.  — рассказал Сергей Житник.  — Видимо, звонившим не часто приходилось встречать отказ.

Попытки склонить компанию к «сотрудничеству» предпринимались и позднее. Правозащитник Эдуард Багиров считает версию, выдвинутую руководителем «КЛО», вполне обоснованной. По его мнению, украинские предприниматели накануне выборов все чаще сталкиваются со старыми методами выбивания денег на финансирование предвыборных кампаний. Однако прошлые времена не вернуть — от бизнесменов не стоит ждать безропотной покорности. Со своей стороны, руководители компании «КЛО» заявили, что если давление на фирму будет оказываться и дальше, они оставляют за собой право во всеуслышание назвать имя политической силы, которая якобы является его инициатором. Эдуард Багиров полагает, что руководство страны должно наложить мораторий на проведение проверок предпринимателей до конца предвыборной кампании.