Общество и люди

«Беру белое яйцо и уже вижу, какой цветок ему больше «идет»: мастерица Наталья Янишевская раскрыла тайны создания писанки

20:35 — 3 мая 2024 eye 322

Приближается Пасха — любимый праздник миллионов людей по всему миру. Один из его атрибутов — писанка. Она является украшением дома и прекрасным подарком к празднику родным и близким. Многие мастера создают настоящие произведения искусства. Сегодня собеседница «ФАКТОВ» — львовская художница Наталья Янишевская, которая создает очень красивые восковые писанки. В интервью «ФАКТАМ» она рассказала о своей цветочной коллекции.

«Писать писанки меня научил дедушка»

— Первые писанки с цветами я писала на гусиных яйцах — они больше куриных, а с декором действительно впечатляют, — рассказывает Наталья Янишевская. — Впоследствии дизайнов становилось все больше. Нежные цветочки мне хотелось также изобразить на крошечных перепелиных яйцах, а более крупные — на страусиных. Это будет звучать странно, но иногда, беря белое яйцо в руки, уже вижу, какой цветок ему больше «идет». Сейчас в моем творчестве около двух десятков цветочных дизайнов. Это маки, тюльпаны, пионы, подсолнухи, лилии, ирисы, магнолии… Часто писанки с цветами дополняю птичкой или бабочкой. Так что цветочная коллекция растет…

— С чего началось ваше увлечение писанкарством?

— Создавать писанки меня научил дедушка. Помню, как перед Пасхой он ставил перед собой корзину белых яиц, начинал расписывать и не останавливался, пока все они не становились узорчатыми. Искусство писанки — одно из моих любимых художественных направлений. Занимаюсь этим с ранних лет, а получив художественное и искусствоведческое образование, расширила поиск смыслов и визуальных образов, сохраняя традиционную технику восковой росписи.

— В чем особенность этой техники?

— Мои писанки выполнены в традиционной технике восковой росписи на перепелиных, куриных, гусиных и страусиных яйцах. Это самая распространенная на территории Украины писаночная техника. Традиционно писанки создавали на полном яйце — и это было частью символики, ведь символ новой жизни должен содержать зародыш в себе. Сейчас мастера обычно пишут на выдутой скорлупе яйца, которая при бережном отношении сохраняется десятки лет. Орнамент наносится на поверхность яйца горячим воском с помощью металлического писачка и пламени свечи. Восковые линии защищают места в декоре, которые должны остаться белыми. Далее яйцо для окрашивания погружается в краску в последовательности от светлой к темной. Я использую анилиновые (кислотные) красители для яиц, имеющие большую цветовую палитру. Среди украинских писанкарей есть тенденция к возврату окрашивания писанок природными растительными красителями. В частности, из ягод и коры. С каждым следующим цветром, от желтого до черного, покрываю воском детали, которые должны остаться в этом цвете. Когда окрашивание завершено, нужно снять воск. Для этого поверхность яйца с воском нагревают около пламени — и растопленный воск легко вытирается салфеткой. Это самый магический этап создания писанки, когда весь красочный дизайн проявляется полностью. Готовую писанку следует смазать растительным маслом — так цвета на ней станут еще более насыщенными. Лично я часто лакирую писанки.

«Люблю цветы с богатой цветовой палитрой — например, ирисы и гладиолусы»

— Что вас вдохновило на создание цветочной коллекции писанок?

— Мои писанки вдохновлены природой. Я стараюсь изобразить цветы реалистичным образом. Яйцо с птицами и цветами словно оживает.

— Вы пишете цветы с натуры или, возможно, перед вами фото или рисунок?

— Я начинаю с набросков в блокноте. Когда выбираю цветок, который хочу изобразить, прежде всего делаю эскиз. Обычно это образ, и мне не нужно рисовать цветок с натуры. Никогда не пытаюсь достичь «подлинности» цветка, потому что это невозможно: в природе, думаю, все равно будет лучше.

— Что самое сложное в работе, а что — самое приятное?

— У меня столько нереализованных идей и набросков, которые ждут своего времени, что самое сложное — это прокручивать эти образы в голове, продумывать детали и прийти наконец к их воплощению. Самое приятное — это, конечно, отзывы любителей моего творчества, когда люди делятся радостью от того, что поместили мою писанку на видном месте в доме, или, например, рассказывают, как каждый раз улыбаются, глядя на изображенную на писанке птицу с ягодой в клюве. Я радуюсь, когда мои писанки попадают к коллекционерам в разных уголках мира. Больше всего моих работ, пожалуй, в Украине, Канаде и США. Даже сами писанкари коллекционируют писанки, ведь кто лучше может оценить мастерство, как не мастер. Я и сама коллекционирую писанки. Друзья часто привозят мне их из разных стран, зная о моем увлечении. Участвую во всеукраинских и международных пасхальных проектах, в частности «Мир писанки» в Ужгороде и «Солнечная Пасха» в Центре украинской культуры и искусства в Киеве. Как правило, после выставок часть писанок лучших мастеров остается в музейных коллекциях, которые, таким образом, содержат не только народные образцы, но и современные работы. С развитием соцсетей удается все активнее общаться с мастерами писанки по всему миру. Это комьюнити World Egg Art Association, IEAF International Egg Artists, Egg Art International Gallery, которые являются пространством поддержки и признания.

— Какой цветок ваш любимый в природе и творчестве?

— Люблю цветы с богатой цветовой палитрой — например, ирисы и гладиолусы. Чтобы создать богатую палитру оттенков, окрашивания в один цвет недостаточно. Каждый закрашенный лепесток цветка я освещаю с помощью спонжа и уксуса, смешиваю оттенки красок, отдельные детали закрашиваю кисточкой. Интересно, когда в одном цветке можно показать разные стадии цветения, чтобы был и бутон, и расцветший цветок. Это как маленькая биография или хронология в моменте.

«Создавая свою первую писанку, подумайте о том, кому бы вы ее хотели подарить»

— Как выглядит ваша мастерская?

— Мое пространство творения — не место, а тишина и покой. Я не люблю суматохи, начиная работу над писанкой. К концу процесса, когда работа уже готова, нахожу себя среди хаоса красок, воска, салфеток, с закрашенными пальцами рук. Погружаясь в творческий процесс, почти не обращаю внимания на все вокруг.

Читайте также: «Прекрасная идея — привлечь к процессу декорирования пасхальной корзины детей»: мастер Лидия Киценко о подготовке к празднику

— Каково ваше творческое кредо?

— Создавать то, что наполняет энергией меня и дарит радость другим. Я могу работать только в позитивном настроении и уверена, что произведение должно передавать эту эмоцию. Чтобы не происходило в жизни, в ней должно быть место для красоты. Для меня искусство — настоящий оазис.

— Как считаете, смог бы создавать писанки искусственный интеллект?

— Дизайны — да. И это происходит сегодня. Но… Писанка — это о подлинности, душе, мыслях и руке, которая пишет. Я хотела бы, чтобы в будущем так и оставалось.

— Какие бы советы вы дали начинающим?

— Первую писанку советую писать традиционную. Сейчас в интернете много альбомов с образцами орнаментов. Выберите несложный, который нравится. Также советую подумать, кому бы вы хотели подарить созданную вами писанку. Это поможет определиться с идеей росписи.

Ранее в интервью «ФАКТАМ» мастерица с Волыни, обладательница нескольких Гран-при международных конкурсов по декоративно-прикладному искусству, Валентина Матвеева рассказала о создании пасхальных яиц, вышитых шелковыми лентами и декорированных бисером.

Фото с альбома Наталии Янишевской