Воскресение Господне — один из самых величественных и торжественных традиционных праздников, смыслом которого является радость победы Божьего Сына над смертью и вечным забвением. Многие христианские праздники привязаны к Пасхе, которая в этом году у православных и греко-католиков приходится на 5 мая.
Пасха, Воскресение Господне — эти названия праздника издавна используются, чтобы известить об одном из самых главных событий в культуре украинского народа. Пасха соединила как языческие верования, так и христианские традиции. О древних обычаях празднования Пасхи, которой предшествует Страстная неделя, «ФАКТАМ» рассказала Лариса Полуянова, этнограф, научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (в Пирогово).
- Воскресение Господне или Пасха, — один из самых величественных и светлых праздников, символизирующий воскресение Иисуса Христа после распятия на горе Голгофе, и дарит веру в продолжение жизни, — подчеркивает Лариса Полуянова. — Название сохранилось как представление о весеннем обновлении мира, переходе к новому земледельческому циклу, поклонении природным явлениям. Празднуя победу весеннего времени года над зимой, наши предки-земледельцы связывали этот день с культом Солнца, предков и природных стихий. Именно от них, по древним верованиям, зависело благосостояние земледельца. А обрядность праздника направлялась на обеспечение урожая через почитание природных явлений и умерших.
Пасхальная атрибутика свидетельствует о древних языческих символах, связанных с природными стихиями. Так, колористика писанок и пасхальных рушников, их орнаменты (сварги, бесконечники, ромбы
Пасху праздновали по всей Украине (с некоторыми отличиями по регионам) в первое воскресенье после весеннего полнолуния, наступающего после дня весеннего равноденствия. Перед Пасхой верующие ежегодно придерживаются длительного и довольно строгого поста. Это помогает духовно и телесно очиститься, чтобы отпраздновать большой праздник без греха.
— В день Воскресения Господня верующие шли в церковь на всенощную службу, — продолжает Лариса Полуянова. — Считалось, что нельзя спать в сакральную ночь, потому что нечисть приснится, а темная сила собирается именно под храмом. Иногда на церковном дворе юноши разжигали огни и так как будто подсвечивали дорогу Христу, когда он должен был воскреснуть.
В домах ночью от чистого четверга горела лампада или не угасала свеча. Когда священник объявлял: «Христос воскрес», начинали освящать корзины. Люди здоровались с родственниками, целовались три раза, не осуждалось христосоваться даже с малознакомыми. В ответ звучало «Воистину воскрес!», и верующие тихонько загадывали свое желание. В храм также могли идти с утра воскресенья и до обеда.
После всенощной старшие из семьи шли на кладбище — проведать умерших и похристосоваться с ними. А дома перед тем, как сесть за праздничный стол, вся семья умывалась (для красоты и здоровья) из миски с водой, куда клали крашанки: сначала дети, а в конце мать с папой (каждый раз обновляли водичку). Отец с освященными яйцами и паской обходил стол трижды, разрезал на кусочки еду и ею угощал семью, приговаривая: «Дай, Боже, ще на той рік дочекатися світлого свята Воскресіння Христового в щасті, здоров’ї та багатстві».
С Пасхой связаны традиционные предостережения: нельзя три дня шить, белить, вышивать, прясть, рубить — выполнять тяжелую работу. В некоторых селах в западных регионах даже не выходили на огородные работы на Пасху и во вторник-среду после нее. Хорошо было не ссориться и грехом считалось не поздороваться и не похристосоваться с незнакомцем (после Пасхи еще долго могли христосоваться). Люди верили, что на Пасхальные праздники небесные врата открываются, и умершие в этот день попадут в рай, а вот рожденному на Пасху ребенку не повезет.
Весной селяне прогнозировали урожай, поэтому следили за погодой.
В народе из поколения в поколение передавались пословицы, связанные с праздником: «Не кожен день Великдень, а хліб — не паска», «Дороге яєчко до Великодня».
После Пасхи наступала большая светлая неделя. И в этот период мясо на столе было ежедневно. В церкви всю седьмицу шли богослужения: утренние и вечерние молитвы заменялись пасхальным пением. Всю неделю после литургии происходили крестные ходы возле храма.
— За Христовым Воскресением следовал «поливальный понедельник» — так называли его в центральных регионах, — напоминает этнограф. — Парни ходили утром по домам, немножко обливали девушек (иногда делали это еще и во вторник) — в основном это был способ продемонстрировать свои симпатии. Поэтому от девушек парни получали писанки в подарок (также, чтобы не быть облитыми, девушки давали откупного в виде писанок). Для парней важно было определить свой статус и собрать как можно больше таких знаков внимания. Писанки, в которых воплощали воображаемые образы, молитвы и надежды на лучшее будущее, хранили как оберег. В народе существовали предостережения. Например, парни не торопились есть подаренные писанки (на них девушки изображали свои знаки), чтобы их так не приворожили. Были случаи, когда яйцо, полученное от нелюбимой девушки, тут же разбивали…
В западных регионах сохранялся обычай, связанный с веселым «поливальным», или «волочильным», понедельником. По сути, это была охота за писанками, которыми девушки одаривали парней. На Гуцульщине засчитывались даже писанки от девушек, которые не нравились. А еще проходило веселое действо, когда ребята обливали тех девушек, которые добровольно не дарили писанки, а прятали их под одеждой, поэтому надо было обыскивать молодых женщин, чтобы завладеть призом. И эта игра вызывала много смеха и шуток.
А еще на Гуцульщине верили, что существует где-то Рахманская Пасха, которая наступала через четыре недели от «живной» (страстной) среды. Гуцулы представляли, будто в далекой Рахмании жили святые люди, которые не знали, когда наступит их Пасха, потому что не имели календаря, вот и ждали знака с земли. После разговения скорлупки и крошки бросали в Черемош, тогда они доплывали до Рахмании и там узнавали о Пасхе на земле, а остатки от яиц кормили святых еще год…
Напомним, что положить в корзину для освящения в церкви на Пасху: водку оставьте дома, а вот хрен и соль не забудьте.