С усилением мобилизации в сети появляется все больше советов для военнообязанных, как избежать призыва. Более того, советы раздают далеко не всегда компетентные «специалисты», и своими действиями они могут навредить не столько мобилизации, сколько самим людям.
Об этом пишет «Фокус».
Социальные сети переполнены советами, как избежать мобилизации. И не всегда эти же советы раздаются от профессиональных адвокатов и правозащитников. Недавно украинская телеведущая Наталья Мосейчук обратилась к якобы таким адвокатам, которые, по ее мнению, вредят стране, помогая военнообязанным разобраться в тонкостях мобилизационного законодательства. Журналистка отметила, что такими людьми займется Служба безопасности Украины.
«Хочу обратиться ко всем псевдоадвокатам, недолго песенка играла, СБУ постучиться в дверь каждому, букетно-конфетный период заканчивается. Это не значит, что заканчивается демократия. Но лучше не говорить глупости и то, что вредит стране» , — отметила телеведущая во время эфира ток-шоу на Youtube-канале.
Мосейчук также считает, что после 18 мая, когда вступит в силу новый закон о мобилизации, большинство военнообязанных пройдут через ТЦК, поскольку ситуация на фронте тяжелая, и не время «шутки шутить».
Профилактические беседы
Могут ли сотрудники СБУ «постучать в дверь каждому», кто записывает видеоролики в TikTok и других соцсетях, разбирая мобилизационное законодательство?
Такой вопрос представители издания задали экс-сотруднику спецслужбы Ивану Ступаку. Согласно его ответу, в СБУ занимаются, прежде всего контрразведкой — ловят диверсантов, террористов, одним словом, всех тех, кто работает на пользу врага. Однако это не означает, что каждый, кто не согласен с действиями украинских властей, привлекает внимание спецслужб.
«Да, у нас война, есть военная цензура, но мы не должны скатываться в диктатуру. Иначе сначала постучатся в дверь тем, кто говорит о мобилизации, потом критикующим власть, потом СМИ закроют. Мы же понимаем, куда может зайти такой подход», — рассуждает Ступак.
Эксперт объясняет, что спецслужбы действуют точечно и прорабатывают разные истории. Сотрудников СБУ могут заинтересовать люди, ведущие активную публичную деятельность, что представляет угрозу для нацбезопасности Украины. Например, человек выполняет заказы российских спецслужб, и этому есть доказательства.
«Если человек через анонимный Телеграмм-канал выполняет задачи ФСБ — снимает ролики на тему мобилизации, и за это получает деньги на банковскую карту, СБУ, пытаясь перехватить сообщения в таких ТГ-каналах, обнаружат, что с конкретного номера ведется коммуникация. И такой человек будет под подозрением», — отмечает Ступак.
Попадающим в поле зрения спецслужб не обязательно сразу вручают подозрение. Могут просто вызвать на профилактическую беседу, если человек пока не нарушил законодательство.
«Есть такая практика, когда человека официально приглашают в СБУ и сообщают о недопустимости его действий. Проведу аналогию — вы хотите перейти дорогу на красный свет, еще ничего не нарушили, но уже близки к тому, чтобы это сделать. В таком случае вас вызывают к СБУ, чтобы предупредить. Такая беседа не влечет за собой никаких последствий в рамках законодательства. Все рассчитано исключительно на испуг», — продолжает Ступак.
В ходе беседы сотрудники СБУ могут попросить показать телефон. Человек может согласиться на добровольных условиях.
«Нужно сразу выяснить, в каком процессуальном статусе вы находитесь. Вы задержаны? Вам нужно связаться с адвокатом? Если нет, можно не показывать телефон. Или показать то, о чем вас просят, со своих рук. Это часто снимает лишние подозрения: вы показываете, что вам нечего скрывать. Если вас принуждают, пишете заявление в Генпрокуратуру», — добавляет эксперт.
Право на помощь
По словам адвоката юридической компании Riyako & Partners Николая Максимова, сотрудников СБУ не могут привлекать к мобилизационным мерам, поскольку это не предусмотрено законодательством.
Что касается высказывания телеведущей, намекнувшей, что юристам нужно осторожнее выполнять свою работу, иначе к ним придут спецслужбы, по мнению эксперта, такие заявления недопустимы.
«Есть юристы, адвокаты, чиновники, бизнесмены и кто угодно, кто злоупотребляет положением и помогает уклоняться от мобилизации. Если можно установить, что человек систематически предоставляет услуги такого рода, СБУ могут заняться такими вопросами. Но если адвокат объясняет человеку в рамках закона его права, это не повод для спецслужб заниматься такими вопросами» , — считает Максимов.
Эксперт добавляет, что во время военного положения адвокаты постоянно сталкиваются с препятствиями в осуществлении своей профессиональной деятельности. Так недавно в Одесской области сотрудники ТЦК задержали и силой доставили в военкомат юриста, оказывавшего безвозмездную правовую помощь. Были случаи, когда адвокатов не пускали в военкомат по вызову клиента. Но человек имеет право на помощь в любой момент. А законодателям следует четко прописывать нормы, тогда у юристов не будет необходимости объяснять каждый пункт на пальцах.
Напомним, что, по мнению некоторых украинцев, сама Наталья Мосейчук пользуется «двойной моралью», предоставляя своему сыну «право выбора» в вопросе защиты Родины. Об этом украинцы написали в комментариях к случаю с Дмитрием Монатиком, которого правоохранители и представители ТЦК остановили посреди Киева, но не вручили повестку.
Фото СБУ