Согласно Конституции, 31 марта 2024 года должны были пройти очередные выборы президента Украины. И кто знает, остался бы в своем кабинете на Банковой Владимир Зеленский, если бы они состоялись. Однако рассуждать на эту тему нет никакого смысла, поскольку выборы в условиях войны невозможны априори, даже если истекает определенный Основным законом срок пребывания в должности главы государства.
Тем не менее уже несколько месяцев на тему (не)легитимности Зеленского идут оживленные дискуссии, ломают копья юристы, эксперты, политологи, а кремлевские пропагандисты умело подбрасывают дрова в этот костер.
Сначала о правовых коллизиях. Как всегда, на практике все зависит от того, кто и как трактует нормы законов.
Начнем с Конституции. В статье 108 Основного закона сказано: «Президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного президента Украины». Поэтому часть экспертной среды, уже не говоря об оппонентах власти и запоребриковых кликушах, хором утверждают, что Зеленский с 21 мая будет не действующим президентом Украины, а лишь исполняющим его полномочия, что он не имеет права делать то, о чем идет речь в статье 106 Конституции, где расписаны обязанности главы государства.
Действительно, Конституция не содержит прямого запрета на проведение президентской кампании в период действия военного положения. Не запрещает — значит разрешает? Сторонники этой идеи обвиняют власть, что конституционные права граждан избирать и быть избранными не обеспечены, а пролонгацию правления режима Зеленского считают неконституционной.
Их оппоненты убеждены, что дискуссии о легитимности президента это напрасно потраченное время, поскольку существует обратная сторона медали — часть 1 статьи 19 Закона «О правовом режиме военного положения», где сказано: «В условиях военного положения запрещаются: изменение Конституции Украины; изменение Конституции Автономной Республики Крым; проведение выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления; проведение всеукраинских и местных референдумов; проведение забастовок, массовых собраний и акций». То есть разговоры о том, что через считаные дни Украина станет государством без легитимной власти, а Зеленский должен пойти с вещами на выход, не стоит и начинать. Поэтому все останется так, как есть. Пока не завершится эта проклятая война.
Существует еще один вариант, который предлагают некоторые юристы. Зеленский должен пойти в отставку и передать свои полномочия спикеру Верховной Рады. У нас же вроде бы парламентско-президентская республика? То есть Стефанчук будет исполнять обязанности президента, пока мы не изберем нового руководителя. Прецедент в истории современной Украины уже есть — с 23 февраля 2014 года, когда сбежал Янукович, до 7 июня, дня инаугурации Порошенко, спикер парламента Турчинов руководил государством. Почему бы не сделать так же?
Так считает, например, Дмитрий Разумков, который заявил, что Зеленский должен передать свои полномочия: «Все стандартно, все по-демократичному. Я понимаю, что это не нравится ни Зеленскому, ни его Офису, но закон есть закон». Аналогичные месседжи разгоняют и некоторые блогеры, которые активно критикуют власть, и «ботофермы».
Министр юстиции Денис Малюска в интервью BBC заявил, что Зеленский не потеряет легитимность после 21 мая, что его каденция продлится до избрания следующего президента. По его словам, нормы Конституции о сроке полномочий президента в военный период «сформулированы таким образом, что тот, кто хочет найти, к чему придраться или на чем построить теорию заговора, тот это найдет». Его аргумент — авторы Конституции даже представить не могли, что в Украине начнется полномасштабная война, поэтому, как он сказал, отнеслись к соответствующим положениям несерьезно.
Этот тезис прокомментировал один из авторов Конституции, известный политик и дипломат Роман Безсмертный.
Он рассказал BBC, что коллектив отцов-основателей ставил задачу любой ценой избежать угрозы прерывания власти, именно поэтому в текст Конституции вписали положение о том, что президент остается в должности до вступления в должность преемника, когда бы тот ни был избран. При этом Безсмертный акцентирует, что действующему президенту запрещено передавать свои полномочия другим лицам и органам.
Следующая задача — не допустить в кризисных обстоятельствах возможности узурпации власти любым субъектом. Поэтому авторы Конституции дополнительно усилили роль Верховной Рады, включив норму о запрете парламентских выборов во время военного положения. Безсмертный уверен, что Конституция предписывает Зеленскому оставаться на посту. С ним солидарен посол Великобритании в Украине Мартин Харрис: «На эту тему не должно быть спекуляций. Согласно законодательству Украины, выборы во время военного положения невозможны».
Разночтений в этом вопросе быть не может, поскольку действующий закон о правовом режиме военного положения четко запрещает в этот период вносить изменения в Конституцию. Кстати, именно на эту норму ссылается и ЦИК.
Что касается альтернативного мнения, в сентябре прошлого года в интервью «ФАКТАМ» политтехнолог Сергей Гайдай сказал следующее: «Зеленский не хочет этих выборов. Это видно. Он говорит: „Я согласен, но вот мои условия“. Условия очень смешные, если честно. Он требует от наших партнеров денег на проведение выборов, требует в каждый окоп международного наблюдателя, говорит, что у нас есть проблемы с законодательством. Меня это удивляет, потому что у президента достаточно власти и достаточно технических возможностей, чтобы без всякой помощи иностранных партнеров спокойно провести кампанию. Если он не знает, пусть обратится ко мне, я ему расскажу, как провести первые в мире полностью цифровые выборы, которые будут абсолютно легитимными и вызывать доверие, как воспользоваться нашими партнерами в этом процессе, не требуя от них приезда в окопы».
И добавил: «Выборы возможны и нужны. Нужны Украине, нужны президенту, хотя, возможно, он этого не понимает, нужны нашим партнерам. Выборы подтверждают, что наша власть легитимна, а не узурпирована теми, кто воспользовался военным положением, что мы не идем по пути россии и беларуси. Меня очень удивляет, когда слышу: „Зачем нам нужны выборы?“ Извините, тогда без выборов мы превращаемся в россию, с которой воюем. В кремле бы очень хотели, чтобы у нас была такая власть, как в беларуси, и чтобы эта власть еще и дружила с ними. Поэтому „не надо нам выборов“ — это чисто московский нарратив».
Что интересно, в феврале этого года Офис президента подготовил обращение в Конституционный суд, пишут западные СМИ. Вопросов было два: позволяет ли Основной закон проводить президентские выборы в условиях военного положения и сможет ли действующий президент считаться легитимным главой государства после окончания своего пятилетнего срока в должности? Однако почему-то это письмо Конституционный суд не получил. Хотя если бы и получил, то все равно ответа пришлось ждать очень долго, поскольку сегодня работают всего 13 судей из 18, а для принятия решения по любому делу нужны голоса десяти.
Несмотря на все разъяснения, тема существует, ее обсуждают, на ней спекулируют.
На днях кремлевского фюрера спросили, будет ли россия считать Зеленского после 21 мая легитимным главой украинского государства. Он ответил: «Что касается легитимности, на этот вопрос, прежде всего, должна ответить политическая и правовая система Украины». При этом подчеркнул, что «для россии это, конечно, имеет значение, потому что если дело дойдет до подписания каких-то документов, конечно, мы должны подписывать документы в такой судьбоносной области с легитимной властью, это факт очевидный». И отметил, что «в Конституции Украины есть всякие варианты».
Читайте также: «Ликвидация Украины — это заявленная рф цена. Ее невозможно заплатить, независимо от того, устал Запад от войны или нет», — Юрий Фельштинский
Не остался в стороне и самоназначенный лукашенко, который предупредил, что может сложиться такая ситуация, что после 21 мая российскому лидеру не с кем будет подписывать мирный договор.
Удивительно и то, что о необходимости выборов заявляли некоторые западные политики во время визитов в Киев. Например, американский сенатор-республиканец Линдси Грэм и глава ПАСЕ Тини Кокс почему-то считают, что это был бы сильный политический шаг. Хотелось бы их увидеть на избирательных участках в Харькове, Одессе, Сумах, Херсоне, и даже в Киеве, Львове, Тернополе, не говоря о райцентрах и селах на Запорожщине, Днепропетровщине, Николаевщине.
20 февраля Киевский международный институт социологии обнародовал результаты исследования: 69%, то есть подавляющее большинство украинцев считают, что Зеленский должен оставаться в должности президента до конца военного положения.
Люди прекрасно понимают, что проведение выборов опасно, что принять участие в голосовании не смогут сотни тысяч военных и миллионы беженцев за границей, что в то время, когда каждый сознательный гражданин жертвует деньги на нужды армии, потратить несколько миллиардов гривен на кампанию едва ли не преступление.
Зеленский неоднократно заявлял, что не откладывает выборы, а просто не может их провести, поскольку это запрещено законом, «а тот, кто вбрасывает эту тему в общество, поступает безответственно». При этом он подчеркивает, что не держится за власть. Конечно, мы же помним его обещание не идти на второй срок. Он его еще не раз услышит. После войны.
Зеленский считает тему нелегитимности «нарративом и программой российской федерации». А Комитет по разведке при президенте Украины предупредил, что россия активизирует свои усилия в рамках спецоперации «Майдан-3», которая якобы ставит цель: свержение законной украинской власти; сомнения в легитимности принятых после 20 мая властных решений; распространение панических настроений; неверие; искусственное противопоставление гражданских и военных.
«Майдан-3» уже называют самой дорогой акцией российских спецслужб в истории. Общий бюджет операции достиг 1,5 миллиарда долларов, а для ее ведения в Telegram ушло 250 миллионов.
План кремля прост — расшатать ситуацию внутри и, воспользовавшись этим, нанести военное поражение и поссорить нас с союзниками.
Подготовительная работа шла на совесть. 22 марта на заседании Совета безопасности ООН одиозный представитель россии небензя заявил: «Единоличное решение киевского диктатора не проводить президентские выборы, очевидно, в страхе их проиграть, с нарушением Конституции Украины делает его нелегитимным с 21 мая».
Россияне всячески пытаются вывести эту тему на международный уровень, а их пропаганда круглосуточно ее обсасывает. На ток-шоу соловьева, скабеевой и прочей нечисти приглашают предателей типа азарова и царева, которые называют Зеленского «просроченным президентом», «узурпатором» и «самозванцем».
Ничего кроме улыбки не вызвало и объявление МВД россии Зеленского, Порошенко и еще нескольких топ-политиков в розыск. Это случилось 4 мая. Киев принял пас и ответил через два дня, накануне инаугурации фюрера. Наш МИД заявил, что «не видит правовых оснований для признания путина демократически избранным и легитимным президентом российской федерации». В этот пинг-понг можно играть вечно.
Читайте также: «Для путина наступают очень грустные времена, есть много факторов, которые его власть делают хрупкой и шаткой», — Владимир Огрызко
Безусловно, после 21 мая российские информационные атаки на Зеленского будут ужесточены. BBC пишет, что Банковая подозревает, что раскручивать тему нелегитимности президента может и парламентская оппозиция, прежде всего сторонники Порошенко. Однако «Европейская солидарность» отрицает эти обвинения. «Ситуация и так очень серьезная. Всем вообще нужно успокоиться с этой темой. Все, кто постарше, понимают возможные последствия. В Сибири холодно будет всем», — цитирует ВВС влиятельного соратника Порошенко.
А советник главы Офиса президента Подоляк считает, что у россиян, раскручивая «проблему 20 мая», есть две цели. Первая — посеять среди западных партнеров Киева сомнения в легитимности украинского руководства и, как следствие, в жизнеспособности Украины как государства, что может привести к отказу от поддержки Киева. Хотя одновременно он надеется, что в глазах всего цивилизованного мира статус Зеленского не изменится.
Вторая цель россиян — загнать украинцев в депрессию. «Они транслируют нашим согражданам: вы в безвыходном положении, у вас нет выборов, нет демократии, ваш президент нелегитимен, поэтому Запад не будет вас поддерживать. Конечно, россияне понимают, что эта информационная операция не приведет к каким-либо массовым выступлениям против власти. Их главная цель — чтобы наши люди перестали волонтерить, донатить на армию, чтобы они безвольно сидели, сложа руки», — цитирует Подоляка BBC.
Что касается отношения мирового сообщества, то красноречивым является факт, что представители более полусотни государств примут участие в «Глобальном саммите мира», запланированном на 15−16 июня в Швейцарии. Конечно, Зеленский будет выступать там как президент. Без вариантов, как говорится.
Сейчас, когда на фронте началось наступление россиян, украинцев по-настоящему волнует только одно — выдержат ли наши защитники этот натиск. Поэтому тема нелегитимности Зеленского не то что второстепенна — она где-то в третьем десятке наших проблем. У нас другая повестка дня — ракетные и шахедные атаки, проблемы с электричеством, усталость и уныние. Нормальных граждан сейчас интересуют только новости с передовой.
Да, даже избиратели Зеленского давно сняли розовые очки. У людей уже нет иллюзий, что актер способен управлять государством. Но выбора нет. По крайней мере сейчас. Поэтому дискутировать не о чем. Кто сегодня обращает внимание на российские истерики? Причем нет разницы — на ток-шоу, в соцсетях или в ООН. Для нас темы «20 мая» не существует. Она не резонирует с нашим общим настроением. Не надо тратить усилия на то, чтобы ее нам навязать. Придет время — проведем выборы. Дай Бог, чтобы по украинскому законодательству.
Читайте также: «Судить будут проигравших войну. Это нужно четко уяснить украинскому военно-политическому руководству», — Роман Цимбалюк