Война изменила жизнь многих украинцев. Кто-то остался дома и потерял любимых, кто-то уехал из страны. Художница из Запорожья Оксана Хижняк уже почти два с половиной года не была дома. Там, в ее квартире, в 60 километрах от Запорожской атомной электростанции осталась ее привычная жизнь и ее картины.
Оксана уехала из города 24 февраля 2022 года, когда вокруг все взрывалось. Взяла с собой маленький рюкзак с акриловыми красками, несколько кисточек и собаку. Оксана говорит, что именно она сейчас, в тысячах километров от дома, охраняет ее сердце. Художница живет в Стокгольме, работает в одной из известных арт-студий города, устраивает выставки и волонтерит.
В эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Оксана Хижняк рассказала о жизни в Швеции, своем тяжелом периоде и вещах, по которым страшно скучает.
— Оксана, вы работаете сейчас в красивой студии в центре Стокгольма — художники, наверное, о таком мечтают.
— Я тоже мечтала на Новый, 2022 год. Помню, как загадала желание — работать в арт-студии за границей. Но я не думала, что это произойдет при таких ужасных обстоятельствах.
— Каким было ваше 24 февраля?
— Я проснулась от взрывов. Они были далеки, но гупало все время. Это бомбили аэропорт в Запорожье. Созвонилась с подругой, и мы решили переехать в частный дом — на верхнем этаже мне было очень некомфортно. Помню, я взяла из дома рюкзак с какими-то вещами, металлическую коробочку красок, кисточки и большую сумку с кормом для собаки. С подругой и нашими животными мы переночевали в подвале частного дома и решить ехать машиной дальше, к границе с Польшей. Эта поездка была тяжелой и долгой. Помню, как вдруг все находившиеся на дороге машины стали одна за другой останавливаться, а вокруг звучала воздушная тревога. Тогда думали, что придется бросить авто и просто идти с рюкзаками пешком.
— Как вы попали в Швецию?
— Сначала я уехала в Польшу, где живет моя дочь. Потом мне позвонила подруга и сказала, что поможет с жильем в Стокгольме. К тому времени я бывала много раз в Швеции, мне понравилась эта страна, и я с собакой приехала в Стокгольм. Нас поселили в маленьком домике в комнате три на три метра и туалетом. Тогда я впервые «выдохнула».
— Было вдохновение рисовать?
— Его не было у меня еще долго. Просто не могла взять в руки кисть. В это время мне помогла организация «Художники под угрозой» — предоставили стипендию и студию для работы. Помню, как впервые зашла в студию — здоровенный дубовый стол, мешок с акварелью и кисточками. Меня просто «порвало». Хотя, честно говоря, был момент, когда я думала, что вообще не смогу больше рисовать.
— Что вас вывело из этого состояния?
— Само рисование. Знаете, я вложила все свои чувства в первые работы. Они были очень нервные, даже страшные. Но отражали то, что я чувствовала. И мне стало легче. Еще до большой войны, с 1 января 2022 года я начала вести арт-календарь — каждый день на листе 30 на 30 акварелью рисовала картинки. А начиная с 24 февраля не могла этого делать, просто зачеркивала дни крестами. Календарь — отражение того, что я переживала. Но, как бы то ни было, мне не хотелось теряться только в негативных эмоциях.
— Это очень тяжело сейчас, к сожалению.
- Да. россия хочет, чтобы мы были тупы, бедны, несчастны — как они сами. А мы должны стать богатыми, креативными и умными. С апреля 2022 я продолжила дневник. Потом принялась рисовать картины. Одну из первых — «Досвід виживання» — купила хозяйка моего дома.
— Вы зарабатываете своим искусством?
— Благодаря организации, которая поддерживает женщин-художниц, я могу работать в студии в центре Стокгольма вместе с художницами из разных уголков мира. Работаю в художественной галерее, где можно выставлять свои работы, устраиваю мастер-классы. Я все еще живу в маленькой комнате, но плачу за нее сама. У меня точно не было таких денег в Запорожье.
— Планируете оставаться в Швеции?
— Будет видно. Конечно, я скучаю по дому. Мы, вместе с оказавшимися в Стокгольме украинцами, организовываем различные акции, выставки в поддержку Украины. Я общаюсь с нашими военными, проходящими лечение в местных госпиталях, и устраиваю для них уроки рисования.
— Чего вам больше всего не хватает из прошлой жизни?
— Своего круга людей, друзей, родных. Моего родного Запорожья, Хортицы и… солнца.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали эксклюзивное интервью с Алексеем Сухановым о последствиях большой войны: «Россияне должны остаться изгоями. Навсегда».