Общество и люди

Сотрудники ТЦК не имеют права задержать уклониста, а полицейские — вручить ему повестку: что говорит новый закон

13:54 — 6 июня 2024 eye 12858

Верховная Рада и Кабмин в новом мобилизационном законодательстве попытались определить порядок административного задержания и доставки граждан в ТЦК, пишет «Судебно-юридическая газета».

Как следует из новых актов, самостоятельно ТЦК не имеет полномочий задерживать и доставлять граждан в ТЦК. Такие полномочия — и только в определенных законом случаях — имеет полиция. И наоборот — полиция без представителя ТЦК самостоятельно не может вручить повестку.

Как определяет порядок задержания и доставки КУоАП

Статья 262 КУоАП под названием «Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание» определяют, что административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться только органами (должностными лицами), уполномоченными на то законами Украины.

Административное задержание производится органами внутренних дел (Национальной полицией) — при нарушении призывниками, военнообязанными, резервистами правил военного учета, нарушении законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. О ТЦК в статье 262 КУоАП, определяющей круг правомочных органов, речь не идет.

При этом следует подчеркнуть, что при административном задержании в любом случае должен быть составлен протокол.

Так, согласно статье 261 КУоАП об административном задержании составляется протокол, в котором указываются:
• дата и место его составления;
• должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;
• сведения о личности задержанного;
• время и мотивы задержания.
• Протокол подписывается составившим его должностным лицом и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем производится запись об этом.

О месте нахождения лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно сообщаются его родственникам, а по его просьбе также владельцу соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа.

Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание, о каждом случае административного задержания лиц информируют в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, центры по оказанию безвозмездной вторичной правовой помощи, кроме случаев, если лицо защищает себя лично или пригласило защитника.

Административное задержание может продолжаться не более 3 часов.

Относительно полномочий полиции в контексте задержания и доставки в ТЦК постановление № 560 определяет следующее.

При осуществлении оповещения — в случае отказа от получения повестки полицейский, входящий в состав группы оповещения, производит административное задержание и доставку гражданина в районный (городской) ТЦК на основании статей 261 и 262 КУоАП. При этом полицейские не вправе вручать повестки, но могут входить в группы оповещения и проверять военно-учетные документы.

При проверке военно-учетных документов — в случае отказа проследовать в районный (городской) ТЦК полицейский, входящий в состав группы оповещения, производит административное задержание и доставку гражданина в ТЦК на основании статей 261 и 262 КУоАП.

В свою очередь, во время проверки документов предложение «преследовать» в ТЦК должно поступить от старшей группы оповещения (судя по постановлению старшим может быть только представитель ТЦК) в следующих случаях:
- в случае установления, что гражданин нарушает правила военного учета, определенные Порядком организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденным постановлением КМУ № 1487 или Законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации»,
- выявление несоответствий военно-учетного документа военно-учетным данным Единого государственного реестра «Оберег».

Кроме того, полицейские самостоятельно могут осуществить административное задержание и доставку лица в ТЦК:
- в случае отсутствия военно-учетного документа (или ВУД в электронной форме)
- наличия информации в реестрах и базах (банках) данных, входящих в единую информационную систему МВД, о розыске такого лица.

Также определено, что руководители территориальных органов (подразделений) полиции:
- организуют по обращению ТЦК, административное задержание и доставку органов (подразделений) полиции в указанные центры и органы резервистов и военнообязанных, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 210 и 210−1 КУоАП. Административное задержание таких лиц производится независимо от их места нахождения на военном учете. В таком случае лицо доставляется в ближайший ТЦК;
- сообщают ТЦК о невозможности осуществить административное задержание и доставку в течение 30 календарных дней в такой центр лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями 210 и 210−1 КУоАП;
- организуют проведение полицейскими проверок у лиц мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет военно-учетного документа (ВУД в электронной форме) вместе с документом, удостоверяющим личность, и в случае отсутствия у такого лица ВУД (ВУД в электронной форме) или наличия информации в реестрах и базах (банках) данных, входящих в единую информационную систему МВД, о розыске такого лица осуществления административного задержания и доставки такого лица в ближайший ТЦК.

Как писали «ФАКТЫ», на днях предприятия ОПК обратились в Кабмин из-за мобилизации работников. Также стало известно, что правительство продлило на три месяца отсрочки от мобилизации.