Украинский юрист, общественный активист, ветеран российско-украинской войны Геннадий Друзенко в своей заметке в Facebook предлагает украинцам начать серьезно обсуждать реалистический баланс интересов, что позволит остановить кровавую мясорубку войны и провести мирную перезагрузку власти, чтобы сохранить государство.
«Как нам выйти из войны?»
Если в 2022 году российская агрессия неслыханно сплотила украинскую нацию, то сейчас она ее уничтожает. Перемалывает человеческие судьбы, разрушает инфраструктуру, создает новые линии раскола в обществе, добивает остатки демократии и законности в стран.
Олесь Доний / Александр Доний на днях написал замечательный анализ о вероятных сценариях того, как война на истощение, которая будет длиться годами, постепенно разрушит Украину… Но его сценарий — это не фатум, а лишь одна из возможных опций. Которая основывается на предположении, что путин (а с ним и российская элита) ложится и просыпается с мыслью, как разрушить Украину. После всей боли, которую путинская россия причинила нам, это предположение кажется очевидной аксиомой, но — к счастью — это не так.
Путин (и покойный Генри Киссинджер) видят будущий мировой порядок, как «концерт (великих) держав», аналог хорошо известного историкам динамического баланса сил европейских империй, царившего в 19 веке. Осмелюсь утверждать, что Украина в путинской стратегии не цель, а средство. Средство вернуться за стол «великих держав», определяющих судьбы мира. Нападение на Украину (и в 2014-м, и в 2022-м годах) — это попытка доказать свое «величие», которое Запад (несправедливо, по мнению российского руководителя) игнорирует.
Большая война в Украине эту претензию россии на место за столом «вершителей судеб человечества» и подтвердила, и пошатнула одновременно. С одной стороны, мир увидел, что российская армия гораздо слабее, чем казалось. Она не только провалила блицкриг, когда Запад уже оплакивал Украину, но и вынуждена была отступить с оккупированных в начале полномасштабной агрессии украинских земель.
Но (к большому сожалению украинцев) и Запад оказался слабее и нерешительнее, чем мы ожидали. Вместо того, чтобы добить нашими руками путинский режим, пока он был растерян и застигнут успехами ВСУ в 2022 году, наши союзники так боялись эскалации и ядерных угроз Кремля, что давали нам достаточно оружия и патронов, чтобы выстоять, но мало, чтобы победить. В течение 2023 года Кремль оправился, наладил поставки на фронт пушечного мяса, возобновил рост ВВП, перевел на военные рельсы ВПК, наладил сотрудничество с союзниками, адаптировал экономику к санкциям, выстроил эффективные линии обороны и перешел в медленное наступление по всей линии фронта.
Так на фронте образовался динамичный баланс сил. При условии продолжения западной поддержки хотя бы на уровне 2023 года, мы, надеюсь, будем достаточно мощными, чтобы выстоять, но — если не случится чуда — недостаточно сильными, чтобы победить в этой войне. Поэтому, в определенном смысле, россия достигла своей цели: на примере Украины продемонстрировала миру, что случится с теми, кто игнорирует ее интересы. И что Запад настолько ослабел, что не может (или не хочет) не только победить москву, но и просто восстановить статус-кво, который существовал на момент начала полномасштабной агрессии.
Мы должны иметь смелость посмотреть в глаза этим реалиям. И вслед за Маннергеймом повторить: «Вооруженные Силы не сплоховали — они дали дипломатии шанс». Время как минимум начать всестороннее обсуждение переговорной позиции и «красных линий», которые для нас приемлемы как плата за деэскалацию конфликта или перемирие. Которое — повторюсь — как глоток свежего воздуха нужны Украине, чтобы осуществить мирный и контролируемый транзит власти и получить шанс на проведение системных радикальных реформ. Которые единственные способны уберечь Украину от коллапса.
Конечно, хочется выпить кофе на набережной Ялты, над которой развеваются желто-голубые флаги, принять участие в параде победы в Севастополе и стать свидетелем дезинтеграции россии. Я бы много, очень много отдал бы, чтобы все это произошло еще при моей жизни. Но я не знаю ни одного реалистичного пути к воплощению этих мечтаний. И боюсь пока никто в мире не знает. В каком-то смысле россия доказала, что может действовать без оглядки на Запад и даже в прямой конфронтации с ним. Но, как когда-то Гитлер мечтал о союзе с Британской империей, так и путин грезит возвращением из своего бункера в приличное общество руководителей цивилизованных государств.
И здесь самое время извиниться перед сторонниками пятого Президента Украины. С высоты нашего сегодняшнего опыта Минские соглашения выглядят не таким уж и плохим завершением первой фазы российско-украинской войны. Беда, похоже, была не в них, а в том, что мы потеряли (или если угодно, недостаточно эффективно использовали) восемь лет, за которые могли превратить Украину в неприступную крепость. Но не превратили, потому что чиновники традиционно использовали государственный аппарат и «силовиков» как инструмент перераспределения потоков и активов. И здесь пятый глава государства несет такую же ответственность за неготовность Украины к большой войне, как и шестой…
Итак, добившись динамичного баланса сил на фронте, следует отложить до лучших времен мечты о параде победы в Севастополе, путине в Гааге, контрибуциях и репарациях — и начать серьезно обсуждать реалистичный баланс интересов, который позволит остановить кровавую мясорубку, которая ежедневно убивает и калечит наших людей, разрушает инфраструктуру и добивает остатки демократии и законности (не говорю уже о верховенстве права) в стране.
Потому что только остановка активных боевых действий даст нам шанс на мирную перезагрузку власти, системные радикальные реформы и выход на новое качество государственного управления. А значит шанс на победу. Шанс, которым мы не воспользовались в 2015—2021 годах…" — пишет Геннадий Друзенко.
Читайте также: «россия смогла удержать „коалицию обиженных“, хорошего для нас мало»: Виктор Андрусов — о том, что не так с «саммитом мира»
Фото с Facebook
Материалы, опубликованные в рубрике «Блоги», отображают мнение автора и могут не совпадать с позицией редакции.