В Украине, где продолжается всеобщая мобилизация, военнообязанные при определенных условиях могут не подлежать ответственности за нарушение правил военного учета по статье 210 КУоАП и за нарушение законодательства о мобилизации по статье 210−1 КУоАП. Соответствующие условия предусматривает новый закон о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях по совершенствованию ответственности за нарушение правил военного учета и законодательства об обороне, мобилизационной подготовки и мобилизации № 3696-IX (законопроект 10379 о заочных штрафах), который вступил в силу 19 мая, пишет «Судебно-юридическая газета».
Так, законодатель указал в этом законе, что положения статей 210, 210−1 КУоАП не применяются при возможности получения держателем Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов персональных данных призывника, военнообязанного, резервиста путем электронного информационного взаимодействия с другими информационно-коммуникационными системами, регистрами (в том числе публичными), базами (банками) данных, держателями (распорядителями, администраторами) которых являются государственные органы.
То есть, в случае если Минобороны как держатель Реестра «Оберег» имеет возможность получить персональные данные из других электронных ресурсов, то ответственность за нарушение правил военного учета или закона о мобилизации не наступает.
Таким образом, очевидно, по замыслу авторов, реализуется принцип «должны бегать бумажки, а не люди».
Например, ранее СМИ описывали кейс, когда мужчина, ставший студентом, не сообщил ТЦК, хотя об изменении этих персональных данных надлежало сообщить ТЦК в 7-дневный срок. Соответственно он получил штраф от ТЦК. Как отметил Шестой апелляционный административный суд в постановлении от 27 марта 2024 года по делу № 703/4938/23, предоставление отсрочки в связи с получением высшего образования не исключает лицо из категории военнообязанных, не прекращает его пребывание на военном учете. Следовательно, наличие у истца права на такую отсрочку не освобождает его от исполнения обязанностей, предусмотренных Законом «О воинской обязанности и военной службе» и статьей 22 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации».
Впрочем, по замыслу закона № 3696-IX, если данные об обучении мужчины есть в Реестре военнообязанных «Оберег» (поступили в автоматизированном порядке от МОН, как это должно быть в соответствии с законом 10062 о цифровизации военного учета), то оштрафовать за то, что он не сообщил ТЦК об обретении им статуса студента, его уже не смогут.
Следовательно, в теории мужчину не должны штрафовать за неуведомление о том, что он, к примеру, стал студентом, если такие данные можно получить из базы Минобразования.
Однако законодатель не уточнил, каким образом ТЦК, вынося постановление о штрафе, должно понять и учесть, имеет ли Минобороны возможность получить персональные данные военнообязанных путем электронного взаимодействия.
Потому как будет реализовываться эта норма об освобождении от ответственности на практике — под вопросом.
Как писали «ФАКТЫ», ранее в Верховной Раде рассказали, какой момент не учли, принимая мобилизационный закон.