Жестокая война, развязанная россией, повлияла на всех деятелей украинской культуры и шоу-бизнеса. Но в душе этой артистки она оставила особые шрамы, ведь российские оккупанты уничтожили дом, в котором она провела детство. Кроме того, отец исполнительницы потерял бизнес. А дедушка, которому 93 года, теперь живет на Львовщине, поскольку россияне разбомбили и его дом. Об этом и творчестве в разгар войны Sowa рассказала в интервью «ФАКТАМ».
— Расскажи, как проходило твое детство, сколько вас детей в семье?
— У моих родителей двое детей: я и моя старшая сестра София. Мы не многодетная семья, поэтому родители уделяли достаточно времени нашему образованию и развитию. Они всегда ставили на первое место наше будущее, поэтому мое детство прошло в постоянном обучении и посещении различных кружков для саморазвития. Каждое утро, как и у всех детей, начиналось с уроков в школе. Сразу после занятий я спешила в музыкальную школу, где училась игре на фортепиано, теории музыки и вокалу. После этого на танцевальный кружок, где нужно было ставить танцевальные па и запоминать сложные движения.
Но на этом день не заканчивался. После танцев я бежала в телевизионный центр, где готовилась к съемкам рубрик для детских программ. Мне было около шести лет, у меня еще не выросли все зубы, а я уже стояла перед камерой и училась быть ведущей телевизионной рубрики, старалась не забывать текст, который нужно было четко произносить. Съемки часто длились более пяти часов, и я была вынуждена стоять, несмотря на усталость и желание отдохнуть. Во время и после каждого съемочного дня я возвращалась домой с красными глазами, заплаканная и изможденная.
И все же были моменты радости. После изнурительных съемок родители везли меня в «МакДональдз». Это был настоящий праздник для меня. Я не знала, как это бегать с друзьями по улицам, играть в игры в подъезде и так валять дурака. Помню, как однажды по дороге в музыкальную школу я вдруг остановилась и усталым голосом сказала маме: «Куда ни посмотришь, везде ты меня записываешь, записываешь и записываешь. Какой кружок не увидишь, везде меня пихаешь!» После этих слов я расплакалась. Мы уже дошли до музыкальной школы, но мама взяла меня за руку и повела назад домой. Она решила, что мне срочно нужен отдых, поэтому следующие две недели я провела дома без всяких кружков и школы.
— Были моменты в детстве, которые запомнились больше всего?
— Однажды моя мама решила, что мне нужно пройти очередной кастинг музыкального проекта в Киеве. Во время моего выступления меня внезапно остановили и вызвали мою маму на сцену. Жюри начало критиковать костюм, который она на меня надела. Мол, как можно позволять ребенку выступать в лифчике! Они считали, что это слишком вульгарный образ для маленького ребенка. Я также любила танцевать танец живота на сцене, что вызвало еще большее возмущение членов жюри.
— Когда ты поняла, что хочешь стать певицей?
— Кажется, еще в утробе матери чувствовала, что моя жизнь будет связана со сценой и микрофоном. У меня не было момента, когда я решила стать певицей, зато был момент осознания: а я что могу быть не певицей? Помню, как эта мысль меня озадачила. Это случилось в девятом классе, когда пришло время экзаменов, и все мои сверстники думали только о том, куда поступать дальше. А я годами жила с мыслью, что поступлю в музыкальное заведение, и это была моя судьба. Я даже не задумывалась о существовании других профессий, которые могла бы попробовать.
Мама говорила, что когда фотографировала меня маленькой, я всегда открывала рот на фотографиях, словно пела. Она сочла это знаком моей будущей карьеры. Я часто танцевала перед телевизором с расческой в руках, воображая себя большой звездой. Первые уроки вокала, участие в конкурсах, выступления на сцене — все это было неотъемлемой частью моей жизни. Я помню свои первые шаги на сцене, когда в сердце бушевало волнение, но вместе с тем я чувствовала необыкновенную радость и вдохновение.
Моя семья всегда поддерживала меня, особенно мама, которая верила в мой талант и помогала мне достигать поставленных целей.
— Какую роль сыграла мама в становлении тебя как артистки?
— Кроме роли матери, она выполняла много других ролей, за которые ей можно дать награду. Она была моим костюмером, психологом, ассистентом, менеджером, подругой и, конечно, мамой. Я участвовала в более чем ста различных вокальных конкурсах, и на каждом из них мама была рядом.
Даже сейчас, когда прошли годы и я стала профессиональной певицей, она продолжает поддерживать меня за кулисами на каждом мероприятии. Без ее поддержки на пути к сцене я бы уже давно впала в отчаяние и неверие в свои силы. Если моему отцу было важно, какое место я занимала на конкурсах, то для мамы это не имело такого значения.
Она и сейчас влияет на меня как на артистку. Мы часто сидим за чашкой чая на кухне и говорим о музыке. Она может включать своих любимых исполнителей, таких как George Michael, Roxette или Scorpions, и мы вместе разбираем их песни. Она является первым человеком, которому я показываю свои новые песни, только что написанные.
— Каким из своих достижений гордишься больше всего?
— Свою творческую карьеру певицы я начала в 2020 году. За эти 4 года у меня насчитывается более 15 песен и один альбом под названием «Винил». Я могу выделить три песни, которые больше всего принесли успеха моей карьере. Песня «Сам на сам», которая была одной из первых моих песен и осталась одной из самых узнаваемых и любимых слушателями. А также песни, сделанные в сотрудничестве. Песня «Вибач» Андрея Кузьменко, которую мы перепели с группой «Скрябин» и нынешним солистом Юрко Юрченко. А также песня «Таємний знак» в дуэте с артистом MELOVIN.
Коллаборации принесли успех в мое творчество: возможность выступать на больших сценах нашей страны: Дворец «Украина», «Октябрьский». На самых известных мероприятиях в нашей стране: «Вечер премьер с Екатериной Осадчей», «YUNA», «Сніданок на 1+1». А также возможность быть услышанной большей аудиторией и увиденной другими звездами в первых эшелонах нашей сцены. С этими песнями я выходила на новую ступень в своей карьере.
— Как война повлияла на жизнь и творчество? Как помогаешь воинам?
— Война добавила в мою жизнь переоценку того, что меня окружает. Стало очевидно, как важно сохранять язык, историю и культуру. Если раньше я не уделяла внимания тому, на каком языке со мной разговаривают в сфере обслуживания, на работе или просто знакомые, то сейчас это стало для меня основным фактором, на который я реагирую. Я поняла, какое счастье иметь рядом родных, видеть своих родителей, жить в своем собственном доме. Кажется привычные вещи приобрели гораздо большую ценность. Эти разговоры на кухне за чашкой чая по вечерам с мамой стали еще более важными.
Через месяц после полномасштабного вторжения, я поняла, что отсутствие какого-либо творчества делает меня несчастливым человеком. У меня было ощущение, что я теряю себя. Поэтому я возобновила свои занятия вокалом, а затем начала писать песни. Музыка стала моим способом выразить то, что было невозможно передать словами. Она помогала справиться со своими переживаниями и эмоциями. «Сльози, то моя зброя» — это песня о том, что наши слезы делают нас сильнее, ведь через них выходит наша боль. В начале войны было много слез от непонимания, от разлук с родными людьми, своими семьями или друзьями. Но музыка помогла нам выразить это все, сделать шаг навстречу друг другу, даже когда слов было недостаточно.
В начале полномасштабного вторжения я основала благотворительный фонд «Ангел-Хранитель» через который я отправляла помощь на Херсонское направление, отправляли бронежилеты, форму, генераторы. Создавали через фонд благотворительные акции, чтобы посетить детей переселенцев. Одна из организаций, куда мы ходили, занималась детьми из Мариуполя.
Я также выступаю на благотворительных мероприятиях и своими песнями помогаю собирать деньги и закрывать сборы. В начале полномасштабного вторжения мы вместе с некоторыми артистами объединились, чтобы сделать совместный концерт в двух городах в Германии, где мы собрали деньги и отправили автомобиль для ВСУ. Когда презентовала свой дебютный альбом «Вініл», то отправилась в благотворительный тур по Украине, чтобы передать часть средств на помощь ВСУ. Я всегда откликаюсь на приглашение выступить на благотворительных мероприятиях, почти никогда не отказываюсь.
Я потеряла свой дом. Свой второй дом, в котором провела детство — город Херсон. Мы потеряли бизнес. Более 20 лет мой отец работал на полях, чтобы потом их забрали проклятые оккупанты. Они забрали наш дом, в котором сами жили, а затем расстреляли его. Забрали наш хлеб, забрали годы труда потом и кровью. Сейчас моему отцу 55, и он должен начинать с чистого листа, чтобы каким-то образом дальше обеспечивать нашу семью и мою карьеру.
Читайте также: У Джамалы могут забрать имущество в Крыму: что происходит
Кроме нашего дома на Херсонщине, авиабомба попала и уничтожила дом моего дедушки, которому 93 года и который теперь живет с нами во Львовской области. Я впервые в жизни написала песню о Херсоне, о доме моего папы, доме, где я бегала маленькой и ела арбузы, выращенные на отцовских полях. Я поняла, что была глупой, когда считала, что музыка и политика — это разные вещи. До 2014 года я была львовянкой, которая хорошо говорила по-русски, ведь был период в семье, когда дома мы разговаривали на двух языках: украинском и русском. До 2014 года мой отец был больше русскоязычным, но после 14-го он стал украиноязычным.
— Почему артисты не могут быть вне политики в вопросе войны россии с Украиной?
— На самом деле раньше я думала, что культура все же может быть вне политики. Сама же я редко когда углублялась в политические события, новости. Но когда началась полномасштабная война, то в мгновение поняла, что ни музыка, ни язык, ничто не может быть вне политики. Когда российские войска пришли на нашу территорию, песни стали другими, музыка изменилась, мы начали писать произведения о нашей борьбе, о нашей стране.
Мне не понятна позиция артистов, которые в начале вторжения, и даже уже когда прошли месяцы — так ничего и не высказали о войне. Война — это чрезвычайно важная общественная проблема, которая влияет на жизнь миллионов людей. Артисты как публичные лица оказывают значительное влияние на своих поклонников и на общественное мнение в целом. Их позиция или ее отсутствие могут изменить восприятие ситуации в глазах многих людей. Искусство всегда было тесно связано с политикой. Через искусство артисты могут выражать свои взгляды, поддерживать те или иные идеалы, а также привлекать внимание к важным вопросам. В контексте войны это приобретает особое значение, поскольку помогает формировать общественное мнение и поддержку.
Читайте также: «Противостоит орде»: известная украинская дизайнер встретилась с Папой Франциском в Риме
А оставаться вне политики в такие времена означает быть равнодушным к происходящим страданиям и несправедливости. Это может быть воспринято как недостойная позиция, которая подрывает моральный авторитет артиста. Граждане ожидают от известных личностей активной позиции, особенно когда речь идет о таких важных и трагических событиях, как война. Таким образом, я убеждена, что артисты не могут оставаться вне политики в вопросе войны россии с Украиной, поскольку их голос имеет вес и значение в формировании общественного сознания и поддержки справедливости.
— Недавно ты сказала, что не понимаешь позицию народной артистки Украины Софии Ротару, которая не комментирует развязанную россией войну. Что больше всего раздражало в этой ситуации и была ли реакция кого-то из команды Ротару?
— Меня в принципе раздражает, что многие пытаются усидеть на двух стульях. Но в жизни так не бывает. Позиция «моя хата с краю, ничего не знаю» — позиция несознательного человека. Но про других там все ясно. У Софии Ротару два поста в соцсетях с начала полномасштабного вторжения. Она как публичная личность и значимая фигура украинской культуры имеет возможность влиять на общественное мнение и поддержать своих земляков в это трудное время. Она же кумир миллионов! И она, возможно, могла бы как-то достучаться до россиян тогда, 24 февраля 2022 года. Хотя, как мы уже видим, тем уродам все равно, кто бы к ним не обращался.
Но поддерживать своих морально София Ротару, наверное, могла бы. Ее молчание может быть воспринято обществом как равнодушие. Однако мы тоже не все знаем: возможно, она не может по состоянию здоровья. Особенно огорчает то, что во время такого кризиса важно, чтобы люди с публичным влиянием высказывались и использовали свой голос для поддержки мира и справедливости. Реакции от команды Ротару не поступало. В такие времена важно быть открытыми и высказывать свою позицию.
Читайте также: «Я фаталист. Кому суждено сгореть, не утонет»: Анатолий Соловьяненко об изменениях в жизни во время войны
— Хочешь снова испытать свои силы в следующем году в конкурсе на «Евровидение»? Не разочаровалась в нацотборе?
— Конечно, я хочу снова попробовать. Это огромная платформа, которая дает возможность донести свою музыку до более широкой аудитории и представлять свою страну на международном уровне. Как артистка, которая имела честь быть частью нацотбора на «Евровидение» и попасть в лонг-лист, я могу сказать, что участие в этом конкурсе является мечтой для многих артистов. У меня была авторская рубрика на «Перец ФМ» — «Наше видение на Евровидение». Это был крутой опыт, я благодарна радиостанции за возможность попробовать себя в роли радиоведущей.
В том году я в третий раз подала свою кандидатуру на «Евровидение», но, к сожалению, та песня не попала в лонг-лист. Тогда я почувствовала разочарование, особенно после того, как увидела результаты, какие работы допустили до лонг-листа. Я как артистка знаю, как трудно работать над треком, и сделать его классным, но чувствовала тогда определенную несправедливость в отношении своих песен, ведь считаю, что они были достойны стоять рядом с песнями других участников. Но несмотря на это, я все равно до сих пор горю желанием еще принять участие в конкурсе. Я уже работаю над новыми песнями и готовлюсь к следующим выступлениям. Очень благодарна всем, кто меня поддерживает, и надеюсь, что смогу вас порадовать еще больше.
— Что бы сказала 20-летняя Sowa себе маленькой?
— Я бы сказала ей: «Ты всегда думала, что пример нужно брать со взрослых. Но сейчас, когда мне 20, я беру пример с себя маленькой». Я бы посоветовала себе меньше стремиться быть хорошей девочкой и не бояться проявлять себя. Верить в себя. С годами на нас все больше влияют другие люди, их страхи и переживания. Мы становимся более замкнутыми, можем отходить от своей настоящей сущности. Поэтому я бы напомнила себе маленькой, как важно оставаться открытой к миру, но при этом учиться защищать себя и выражать собственное мнение.
Ранее сообщалось, что популярная украинская певица Злата Огневич недавно вернулась с фронта, где дала концерт для наших военных.
Читайте также: «Скрутила российских оккупантов»: Руслана поразила мощным клипом