Происшествия

Съемки «титаника», отмеченного 11 «оскарами», стали возможны благодаря уникальному оборудованию, созданному в киеве

0:00 — 21 февраля 2006 eye 903

В минувшую субботу в Лос-Анджелесе украинским инженерам Анатолию Кокушу, Юрию Поповскому и Алексею Золотареву вручили два технических «Оскара». С помощью оборудования киевлян в Голливуде были сняты, в частности, «Троя», «Александр», «12 друзей Оушена» и еще не вышедший на экраны «Код да Винчи»

Известно, что обладателей творческих «Оскаров» (за лучшие фильм, режиссуру, актерскую игру, сценарий… ) объявляют непосредственно в ходе церемонии награждения в лос-анджелесском кинотеатре «Кодак». Подобной интриги нет с так называемыми техническими «Оскарами», присуждаемыми за научные и инженерные достижения в области кинематографии. Достойных этой премии определили и объявили еще в декабре, а вручают ее на несколько дней раньше, чем творческую. Два из шести технических «Оскаров» достались организатору киевской фирмы «Фильмотехник» Анатолию Кокушу и его соратникам Юрию Поповскому и Алексею Золотареву. Одна награда присуждена за их совместную разработку — операторский робот, а вторую Кокуш получил сам — за создание кинематографического крана «Каскад». Техника, разработанная талантливыми украинскими инженерами, завоевала Голливуд. Одним из первых в США ее использовал режиссер Джеймс Камерон на съемках киноленты «Титаник». С помощью этой аппаратуры создано уже более 250 фильмов, многие из которых получили признание зрителей на постсоветском пространстве и во всем мире. Среди недавних — сериал «Бригада», «9 рота», «Ночной дозор», «Статский советник», «Водитель для Веры», «Папа», «Александр», «Троя», «Код да Винчи», «12 друзей Оушена»…

«В начале 1990-х Анатолий Кокуш заложил собственную квартиру: не было средств на создание техники»

Фирма «Фильмотехник» арендует этаж одного из зданий Национальной киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко. В этом помещении оборудование и разрабатывают, и производят. Корреспонденты «ФАКТОВ» побывали там в минувший четверг. Организатора и бессменного руководителя предприятия — 54-летнего Анатолия Кокуша — мы не застали: он улетел в Лос-Анджелес на церемонию вручения технических «Оскаров» Американской киноакадемии.

- Но мы все покажем и расскажем, — приветствовала нас главный экономист фирмы Наталья Кирилова.  — Автором большинства разработок является генеральный директор Анатолий Кокуш. Он приехал в Киев в 1976 году после окончания Ленинградского института киноинженеров. Анатолий Акимович родом из Керчи, вот и получил распределение в Украину. Он прошел путь от простого инженера до руководителя научно-экспериментальной лаборатории киностудии. Еще в советские годы придумал многие вещи, аналогов которым в киноделе не было. С их помощью снимали популярные фильмы «Пятнадцатилетний капитан», «Полеты во сне и наяву», «Черная курица» и ряд других. Когда киностудия стала приходить в упадок, Анатолий Кокуш заложил собственную квартиру и организовал нашу фирму, чтобы и дальше создавать кинотехнику.

На стенах кабинета генерального директора висят патенты на изобретения, выданные Анатолию Кокушу в США, и календарь с кадрами из последних фильмов, снятых с помощью его техники. На полке стоят флажки 11 государств мира, киностудии которых используют оборудование украинских инженеров, и два хрустальных приза.

- Эти награды были получены в 1990 году на Всесоюзной выставке кинооборудования в Москве: работы Анатолия Акимовича заняли там первое и второе места, — объясняет

Наталья Кирилова.  — В кулуарах говорили, что они заслуживают всех трех призовых мест, но организаторы решили отдать третье москвичам. В той выставке участвовало семь или восемь крупных институтов со штатами в сотни человек, а в нашей лаборатории работало лишь 20 сотрудников.

В 1990 году наша аппаратура была задействована на съемках фильмов «Урга» Никиты Михалкова и «Дым» Карена Шахназарова. Но вскоре в российском кинематографе (не говоря уже об украинском) наступил глубокий кризис. Выручали телевидение и съемки концертов. Первую приличную сумму удалось заработать, только когда получили признание в Америке. В 1996 году повезли оборудование на выставку в Лос-Анджелес. Там нас увидел оператор снимавшейся тогда ленты Джеймса Камерона «Титаник» и предложил сотрудничество. Помните эпизоды фильма, в которых показана вся гигантская палуба судна? Они сняты на нашем оборудовании.

- Те, кому доводилось летать на вертолете, знают: тряска бывает такая, что, если не сцепить зубы, ненароком можно откусить себе часть языка, — вступает в разговор исполнительный директор фирмы Георгий Балиоз.  — Но даже при такой вибрации установленный на вертолете операторский робот, удостоенный технического «Оскара», снимает плавную и четкую картинку без прыжков изображения вверх-вниз, из стороны в сторону. В США с помощью этих роботов создают более 60 процентов рекламы автомобилей.

Мы обладаем эксклюзивным правом предоставления техники для съемок всех концертов, проходящих в Кремлевском дворце съездов и концертном зале «Россия», в том числе церемоний награждения лауреатов творческих конкурсов «Песня года», «Золотой граммофон», «Тэффи», и на трансляцию футбольных матчей за еврокубки. С помощью нашей аппаратуры запечатлели визит в Украину Папы Римского и концерты «Евровидения-2005», снимают популярные телепрограммы «Большая стирка», КВН, «Окна», «Самый умный».

«Чтобы в бассейне Минобороны Катрин Денев не пришлось дышать хлоркой, из Австрии привезли установку для очистки воды»

- Одна из наших последних разработок — уникальный кран-гармошка. При длине семь метров он весит лишь 75 килограммов, — рассказывает Георгий Балиоз.  — Сделан кран из новейших композиционных материалов по технологиям, которые применяются в авиастроении. Это позволяет доставлять аппаратуру в глухие труднодоступные места, как это было, например, во время съемок клипов Русланы Лыжичко в Карпатах: творческая группа работала в уголках, куда можно добраться только на вертолете.

Участвовать в телетрансляции инаугурации Президента Украины Виктора Ющенко нас пригласил режиссер этой церемонии Михаил Крупиевский. Ознакомившись с перечнем нашего оборудования, он попросил дополнительно изготовить 80-метровую рельсовую панораму (дорогу). С ее помощью снимали, как Виктор Андреевич шел из Верховной Рады, где принимал присягу, к Мариинскому дворцу. Там Президента приветствовали почетный караул из представителей всех родов войск и иностранные дипломаты. Мы также предоставляли технику для обеих инаугураций Владимира Путина. Кран-гармошка был установлен в Георгиевском зале Кремля, где президент России принимал присягу. Оборудование позволило крупным планом показать, как он проходил через зал. А наши роботы, установленные на машине, снимали проезд кортежа Владимира Путина.

- Интересная история произошла во время работы над фильмом «Восток-Запад», главные роли в котором исполнили Олег Меньшиков, Катрин Денев и Сергей Бодров, — продолжает Георгий Балиоз.  — Нашу технику там начали использовать примерно с середины съемок. В бассейне Минобороны в Киеве с помощью крана всего с двух дублей сняли сцену заплыва спортсменов. Переводчица, работавшая с французскими кинематографистами, в сердцах сказала: «Если бы эту аппаратуру задействовали раньше! Когда в октябре снимали заплывы в Матвеевском заливе Днепра, приходилось делать по 10-15 дублей! Спортсмены в конце концов отказались плыть, хотя их растирали водкой и давали выпить немного коньяку». Женщина отметила одну очень важную особенность: на нашем оборудовании сцены снимали быстро — с двух, максимум трех раз — и в любых ракурсах.

Интересно, что для съемок в бассейне Минобороны Украины французским кинематографистам пришлось привезти из Австрии установку для подготовки воды. Дело было так: бассейн им очень понравился, ведь он находится в здании, которому уже больше полувека, его интерьеры такие, как были в сталинскую эпоху, когда происходят события фильма «Восток-Запад». Бассейн не работал, но за определенную сумму условились, что его наполнят водой. Когда это было сделано, французы оказались, мягко говоря, разочарованы: от воды разило хлоркой. Для нас это привычно, а вот иностранцы были шокированы и стали искать какой-нибудь выход, тем более что там должна была сниматься звезда мирового кино Катрин Денев. Не дышать же ей воздухом, пропитанным хлоркой! Вот и решили порядком раскошелиться. Из Австрии привезли две фуры оборудования. Установили его на улице, подключили. Вместо хлорирования эта установка дезинфицирует воду фтором. Я провел в бассейне довольно много времени и неприятного запаха не чувствовал.

- В сериале «Бригада» за один раз запечатлели сложнейший с точки зрения операторов эпизод на железнодорожном вокзале: бизнесмен Артурчик открывает вагон, где должен быть алюминий, а там ничего нет, — вспоминает Георгий Балиоз.  — Затем камера поднимает картинку над злополучным вагоном, переносит через десять путей и показывает, как Пчела (актер Павел Майков) приветствует друзей на фоне алюминиевых болванок. В этом сериале с помощью операторского крана, установленного на автомобиле, эффектно, со всеми подробностями удалось снять сцену взрыва шикарного «Мерседеса» в центре Москвы, на Кутузовском проспекте. После этого эпизода приехали братки с вопросом: «Кого здесь завалили?» Пришлось объяснять, что снимается кино.

Создатель операторской техники Анатолий Кокуш в 2005 году впервые номинировался на премию Американской киноакадемии и сразу же попал в число победителей. Интересно, что в США его киносъемочный робот называют «Russian Arm» (»русская рука»). История этого названия такова: в 1991 году Кокуш с коллегами привез свою технику на выставку в Нью-Йорк, сюжет о ней даже попал в новости Си-эн-эн. А вот на то, чтобы вернуть технику в Киев, денег не хватило, она осталась в Америке. Аппаратуру начала использовать одна из киностудий, а поскольку об Украине в начале 1990-х годов в США мало кто знал, робот прозвали «русским». Позже его стали копировать, но это не помешало фирме Кокуша покорить Голливуд.

Отправляясь в США, Анатолий Кокуш заявил телеканалу «1+1», что ради церемонии награждения ему придется купить смокинг. А одними из первых Кокуша и его товарищей поздравят дипломаты посольства Украины в США, где будет организован прием в честь обладателей «Оскаров».