В минувшую субботу в Лос-Анджелесе украинским инженерам Анатолию Кокушу, Юрию Поповскому и Алексею Золотареву вручили два технических «Оскара». С помощью оборудования киевлян в Голливуде были сняты, в частности, «Троя», «Александр», «12 друзей Оушена» и еще не вышедший на экраны «Код да Винчи»
Известно, что обладателей творческих «Оскаров» (за лучшие фильм, режиссуру, актерскую игру, сценарий ) объявляют непосредственно в ходе церемонии награждения в лос-анджелесском кинотеатре «Кодак». Подобной интриги нет с так называемыми техническими «Оскарами», присуждаемыми за научные и инженерные достижения в области кинематографии. Достойных этой премии определили и объявили еще в декабре, а вручают ее на несколько дней раньше, чем творческую. Два из шести технических «Оскаров» достались организатору киевской фирмы «Фильмотехник» Анатолию Кокушу и его соратникам Юрию Поповскому и Алексею Золотареву. Одна награда присуждена за их совместную разработку — операторский робот, а вторую Кокуш получил сам — за создание кинематографического крана «Каскад». Техника, разработанная талантливыми украинскими инженерами, завоевала Голливуд. Одним из первых в США ее использовал режиссер Джеймс Камерон на съемках киноленты «Титаник». С помощью этой аппаратуры создано уже более 250 фильмов, многие из которых получили признание зрителей на постсоветском пространстве и во всем мире. Среди недавних — сериал «Бригада», «9 рота», «Ночной дозор», «Статский советник», «Водитель для Веры», «Папа», «Александр», «Троя», «Код да Винчи», «12 друзей Оушена»
Фирма «Фильмотехник» арендует этаж одного из зданий Национальной киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко. В этом помещении оборудование и разрабатывают, и производят. Корреспонденты «ФАКТОВ» побывали там в минувший четверг. Организатора и бессменного руководителя предприятия — 54-летнего Анатолия Кокуша — мы не застали: он улетел в Лос-Анджелес на церемонию вручения технических «Оскаров» Американской киноакадемии.
- Но мы все покажем и расскажем, — приветствовала нас главный экономист фирмы Наталья Кирилова. — Автором большинства разработок является генеральный директор Анатолий Кокуш. Он приехал в Киев в 1976 году после окончания Ленинградского института киноинженеров. Анатолий Акимович родом из Керчи, вот и получил распределение в Украину. Он прошел путь от простого инженера до руководителя научно-экспериментальной лаборатории киностудии. Еще в советские годы придумал многие вещи, аналогов которым в киноделе не было. С их помощью снимали популярные фильмы «Пятнадцатилетний капитан», «Полеты во сне и наяву», «Черная курица» и ряд других. Когда киностудия стала приходить в упадок, Анатолий Кокуш заложил собственную квартиру и организовал нашу фирму, чтобы и дальше создавать кинотехнику.
На стенах кабинета генерального директора висят патенты на изобретения, выданные Анатолию Кокушу в США, и календарь с кадрами из последних фильмов, снятых с помощью его техники. На полке стоят флажки 11 государств мира, киностудии которых используют оборудование украинских инженеров, и два хрустальных приза.
- Эти награды были получены в 1990 году на Всесоюзной выставке кинооборудования в Москве: работы Анатолия Акимовича заняли там первое и второе места, — объясняет
Наталья Кирилова. — В кулуарах говорили, что они заслуживают всех трех призовых мест, но организаторы решили отдать третье москвичам. В той выставке участвовало семь или восемь крупных институтов со штатами в сотни человек, а в нашей лаборатории работало лишь 20 сотрудников.
В 1990 году наша аппаратура была задействована на съемках фильмов «Урга» Никиты Михалкова и «Дым» Карена Шахназарова. Но вскоре в российском кинематографе (не говоря уже об украинском) наступил глубокий кризис. Выручали телевидение и съемки концертов. Первую приличную сумму удалось заработать, только когда получили признание в Америке. В 1996 году повезли оборудование на выставку в Лос-Анджелес. Там нас увидел оператор снимавшейся тогда ленты Джеймса Камерона «Титаник» и предложил сотрудничество. Помните эпизоды фильма, в которых показана вся гигантская палуба судна? Они сняты на нашем оборудовании.
- Те, кому доводилось летать на вертолете, знают: тряска бывает такая, что, если не сцепить зубы, ненароком можно откусить себе часть языка, — вступает в разговор исполнительный директор фирмы Георгий Балиоз. — Но даже при такой вибрации установленный на вертолете операторский робот, удостоенный технического «Оскара», снимает плавную и четкую картинку без прыжков изображения вверх-вниз, из стороны в сторону. В США с помощью этих роботов создают более 60 процентов рекламы автомобилей.
Мы обладаем эксклюзивным правом предоставления техники для съемок всех концертов, проходящих в Кремлевском дворце съездов и концертном зале «Россия», в том числе церемоний награждения лауреатов творческих конкурсов «Песня года», «Золотой граммофон», «Тэффи», и на трансляцию футбольных матчей за еврокубки. С помощью нашей аппаратуры запечатлели визит в Украину Папы Римского и концерты «Евровидения-2005», снимают популярные телепрограммы «Большая стирка», КВН, «Окна», «Самый умный».
- Одна из наших последних разработок — уникальный кран-гармошка. При длине семь метров он весит лишь 75 килограммов, — рассказывает Георгий Балиоз. — Сделан кран из новейших композиционных материалов по технологиям, которые применяются в авиастроении. Это позволяет доставлять аппаратуру в глухие труднодоступные места, как это было, например, во время съемок клипов Русланы Лыжичко в Карпатах: творческая группа работала в уголках, куда можно добраться только на вертолете.
Участвовать в телетрансляции инаугурации Президента Украины Виктора Ющенко нас пригласил режиссер этой церемонии Михаил Крупиевский. Ознакомившись с перечнем нашего оборудования, он попросил дополнительно изготовить 80-метровую рельсовую панораму (дорогу). С ее помощью снимали, как Виктор Андреевич шел из Верховной Рады, где принимал присягу, к Мариинскому дворцу. Там Президента приветствовали почетный караул из представителей всех родов войск и иностранные дипломаты. Мы также предоставляли технику для обеих инаугураций Владимира Путина. Кран-гармошка был установлен в Георгиевском зале Кремля, где президент России принимал присягу. Оборудование позволило крупным планом показать, как он проходил через зал. А наши роботы, установленные на машине, снимали проезд кортежа Владимира Путина.
- Интересная история произошла во время работы над фильмом «Восток-Запад», главные роли в котором исполнили Олег Меньшиков, Катрин Денев и Сергей Бодров, — продолжает Георгий Балиоз. — Нашу технику там начали использовать примерно с середины съемок. В бассейне Минобороны в Киеве с помощью крана всего с двух дублей сняли сцену заплыва спортсменов. Переводчица, работавшая с французскими кинематографистами, в сердцах сказала: «Если бы эту аппаратуру задействовали раньше! Когда в октябре снимали заплывы в Матвеевском заливе Днепра, приходилось делать по 10-15 дублей! Спортсмены в конце концов отказались плыть, хотя их растирали водкой и давали выпить немного коньяку». Женщина отметила одну очень важную особенность: на нашем оборудовании сцены снимали быстро — с двух, максимум трех раз — и в любых ракурсах.
Интересно, что для съемок в бассейне Минобороны Украины французским кинематографистам пришлось привезти из Австрии установку для подготовки воды. Дело было так: бассейн им очень понравился, ведь он находится в здании, которому уже больше полувека, его интерьеры такие, как были в сталинскую эпоху, когда происходят события фильма «Восток-Запад». Бассейн не работал, но за определенную сумму условились, что его наполнят водой. Когда это было сделано, французы оказались, мягко говоря, разочарованы: от воды разило хлоркой. Для нас это привычно, а вот иностранцы были шокированы и стали искать какой-нибудь выход, тем более что там должна была сниматься звезда мирового кино Катрин Денев. Не дышать же ей воздухом, пропитанным хлоркой! Вот и решили порядком раскошелиться. Из Австрии привезли две фуры оборудования. Установили его на улице, подключили. Вместо хлорирования эта установка дезинфицирует воду фтором. Я провел в бассейне довольно много времени и неприятного запаха не чувствовал.
- В сериале «Бригада» за один раз запечатлели сложнейший с точки зрения операторов эпизод на железнодорожном вокзале: бизнесмен Артурчик открывает вагон, где должен быть алюминий, а там ничего нет, — вспоминает Георгий Балиоз. — Затем камера поднимает картинку над злополучным вагоном, переносит через десять путей и показывает, как Пчела (актер Павел Майков) приветствует друзей на фоне алюминиевых болванок. В этом сериале с помощью операторского крана, установленного на автомобиле, эффектно, со всеми подробностями удалось снять сцену взрыва шикарного «Мерседеса» в центре Москвы, на Кутузовском проспекте. После этого эпизода приехали братки с вопросом: «Кого здесь завалили?» Пришлось объяснять, что снимается кино.
Создатель операторской техники Анатолий Кокуш в 2005 году впервые номинировался на премию Американской киноакадемии и сразу же попал в число победителей. Интересно, что в США его киносъемочный робот называют «Russian Arm» (»русская рука»). История этого названия такова: в 1991 году Кокуш с коллегами привез свою технику на выставку в Нью-Йорк, сюжет о ней даже попал в новости Си-эн-эн. А вот на то, чтобы вернуть технику в Киев, денег не хватило, она осталась в Америке. Аппаратуру начала использовать одна из киностудий, а поскольку об Украине в начале 1990-х годов в США мало кто знал, робот прозвали «русским». Позже его стали копировать, но это не помешало фирме Кокуша покорить Голливуд.
Отправляясь в США, Анатолий Кокуш заявил телеканалу «1+1», что ради церемонии награждения ему придется купить смокинг. А одними из первых Кокуша и его товарищей поздравят дипломаты посольства Украины в США, где будет организован прием в честь обладателей «Оскаров».