Полковник, бывший руководитель 5-того управления Департамента контрразведки СБУ Роман Червинский рассказал, что его подразделение занималось физическим уничтожением террористов. Об этом он сказал в интервью УП.
«5-е управление осуществило активные мероприятия. Об этом подразделении стало известно благодаря таким операциям, как ликвидация Гиви и Моторолы. Я считаю, что обнародование этой информации тогда поддержало боевой дух наших бойцов на передовой, потому что именно эти два человека были жестоки, нарушали все законы войны, уничтожали пленных, расстреливали людей, раненых, наших ребят, издевались над ними на площади в Донецке. Поэтому об этих операциях было нужно говорить, чтобы бойцы на фронте понимали, что в тылу их также защищают, они не одни…» — сказал Червинский.
По его словам, когда активность военных действий несколько уменьшилась, подразделение перешло к таким операциям, как, например, вывоз с оккупированной территории Украины Владимира Цемаха (бывшего командира ПВО города Снежное, подозреваемого в уничтожении над Донбассом малайзийского «Боинга» рейса MH17 в июле 2014 года — Авт.).
«Это была уникальная операция для украинских спецслужб. Это впервые, когда мы с временно оккупированной территории вывезли ценного свидетеля. Все получилось хорошо», — говорит Червинский.
По его мнению, Цемаха можно было использовать для расследования теракта, совершенного рф, более качественно. Кроме того, для Нидерландов (большинство пассажиров рейса МН17 были гражданами этой страны. — Авт.) он был очень ценным свидетелем и там сначала не верили, что Украине удалось его вывезти.
«Нидерланды для того, чтобы его переманить, открыли магазин по продаже золотых изделий в Одессе, потому что его дочь занималась такой торговлей в Донецке и они предлагали ей подарить этот магазин, потому что хотели, чтобы она перевербовала своего отца уехать», — рассказал Червинский, добавляя, насколько далеко «мыслили в Нидерландах».
По словам контрразведчика, Нидерландах просили его придержать.
«Они обращались к политическому руководству страны, чтобы те не передавали Цемаха, немного задержали», — добавил Червинский.
Как утверждает Червинский, самое главное, что Цемах находился под арестом в Украине и был готов давать показания.
«Он находился у нас под арестом и готов был давать показания по „Боингу“. Но ему пообещал адвокат, который прибыл к нему — его наняла россия, — что его обменяют в ближайшее время, в первый же обмен. То есть, мы фактически его задержали 27 июня 2019 года, а в обмен он попал 7 сентября 2019 года. Через два месяца фактически… И это не то что уменьшило его желание говорить — он вообще перестал говорить и ждал этого обмена…» — рассказал контрразведчик.
По мнению Червинского, если бы обмен состоялся без Цемаха, то есть обещание не выполнили, свидетель теракта начал бы говорить, потому что следующий обмен был только в декабре месяце.
«Самое страшное другое… У нас в СБУ была создана группа следователей, которые расследовали сбитие „Боинга“. Они входили в международную группу расследователей, где были представители Нидерландов. Именно они говорили, что он готов говорить… Но мне сказали, что им лично пообещал Баканов и Ермак… Баканов хотел поменять Цемаха, но представители Нидерландов его убедили, что не надо этого делать», — сообщил разведчик.
Он добавил, что потом Баканов сказал, что дальше будет заниматься этим вопросом Ермак.
«Ермак сказал следователям: „Хорошо, передачу Цемаха переносим на декабрь. Вы работайте с ним до декабря, как вам и нужно было“. Они согласились и начали ждать… Такое психологическое давление. А потом за два дня до обмена Ермак лично дал команду подготовить Цемаха для передачи в сентябре», — добавил Червинский.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали мнение журналистки о деле разведчика Червинского: «Пусть сидит в клетке. А то опять, не дай Бог, начнет осуществлять эффективные операции».