В первый день последнего летнего месяца православные и греко-католики отмечают праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня и почитают память святых. В Украине этот день стал праздником освящения воды, цветов и мака. С традициями празднования читателей «ФАКТОВ» знакомит Нина Главацкая, этнограф, старший научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины в Пирогово.
— 1 августа отмечают праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, а также чтят память мучеников Маккавеев, — рассказывает Нина Главацкая. — В народе праздник называют Маковия (Маковея), Макотрус, Спас на воде, Малый Спас. Успенский пост, начинающийся с Маковея, завершается 14 августа — накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Праздник Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня был введен в Византии в IX в., а на Руси известен с 988 года (
Что касается названий праздника, то существуют разные мнения. Разделяю позицию Валентины Борисенко, доктора исторических наук, этнографа: отрицается существование в Украине трех Спасов — медового, яблочного, орехового (в россии — да). «На самом деле в народе праздновался один Спас — 6 августа. Лишь очень локально иногда праздник Маковея 1 августа называли малым Спасом», — пишет она.
Этнограф Алексей Доля настаивает, что Маковея нужно называть именно Маковеем, а Спас (6 августа) — исключительно Спасом без дополнительных прилагательных. На Маковея, как он объясняет, освящают не только мак, но и всевозможные семена, а также цветы, целебные травы и воду. На Спас в корзинах несут фрукты и овощи (даже картофель, помидоры и другие плоды), мед, воск, продукты пчеловодства, колосья и обязательно хлеб. Насчет меда. Ни один из известных этнографов (Степан Килимник, Олекса Воропай, Василий Скуратовский, Евгений Онацько) не упоминал о традиции освящения меда украинцами на Маковея. Нет также записей в научных работах о Медовом Спасе. Скорее всего, это российское название праздника и обычаи россиян перенесли в украинское медиапространство. Интересно, что в Киево-Печерской лавре, принадлежащей московскому патриархату, на Маковея проводятся ярмарки меда. Украинцы обычно освящали мед на Спас (6 августа). Сведения об этом находим в трудах упомянутых выше этнографов.
В украинской народной традиции празднование дня памяти братьев-мучеников Маккавеев трансформировалось в поэтический народный праздник «освящение цветов, всякого снадобья, воды и мака». Очевидно, этот праздник отражает древние культы лесов, деревьев, цветов и дохристианские верования. Почему именно в этот день украинцы освящают мак? Существует версия, что праздник почитания мучеников Маккавеев трансформировался в Маковея по фонетическому подобию. Однако у предков мак почитался издавна. В фольклорных преданиях и легендах он ассоциировался с плодородием и мог использоваться во время празднований в честь сбора урожая. К тому же мак созревал именно в этот период, его собирали и сушили.
— Один из главных обрядов праздника — создание оберегового букета («маковейский цветок» или «маковейчик»), — продолжает Нина Главацкая. — В древности Маковея был преимущественно девичьим и детским праздником. Накануне праздника девушки собирали разные цветы и травы, плели из них венки и делали букет. «Маковейчик» имеет четко очерченный центр — чаще всего это несколько маковок или цветок подсолнечника. Вокруг этого центра размещали цветы (бархатцы, георгины, гвоздики, барвинок), травы (васильки, мяту, чабрец, любисток, полынь, тысячелистник, будяк, ласковцы, кудрявцы), а также калину. В некоторых регионах в букет попадали стебли конопли и льна. «Маковейчик» перевивали венком из ржи или пшеницы, обвязывали красной лентой (чтобы вся семья была здоровой) или рушником.
Каждый компонент в букете имел символический смысл: рута-мята должна была оберегать от всякой напасти и прибавлять здоровье, ласковцы — чтобы в семье была ласка, согласие и искренность, кудрявцы — чтобы у парей вились кудри и их любили девушки, маточник освящал плодовитость пчел, подсолнечник (олицетворял небесное светило) — чтобы солнце всегда было ласковым и милосердным к людям, животным и растениям. Интересно, что к каждому растению обращались с поэтическими приговорками. Особенно колоритными они были для льна: «Рости вище по коліна, щоб нікого з нас голова не боліла; білися біло, щоб хустками твоїми нашій (имя девушки) весільну голову покрило; білися міцно в широці, щоб старостам перев'язала плечі». Конопле также говорили: «Щоб рушники весільні, скатерки настільні, сорочки святочні натільні та штани-холоші чоловічі пригожі, полотна білі-гожі…»
Дети тоже собирали себе небольшие букетики цветов и трав. Вместе с девушками все утром шли в церковь для их освящения — это была едва ли не единственная церковная служба, участие в которой в этот день принимали в основном дети и подростки. Так, в частности, они несли крест и хоругви при обходе храма. После молитвы священник произносил проповедь для детей: чтобы были вежливыми, уважали родителей и старших, не злословили, хорошо учились, помогали по хозяйству, были чистоплотными
Дома «маковейский цветок» подвешивали к сволоку или к божнице, где он висел весь год. Из его цветов при необходимости готовили лекарства или купели. Из освященных цветов базилика делали кропило, его обмакивали в святую воду и обрызгивали молодых на свадьбе или провожая кого-то в дальний путь. На Благовещение девушки вплетали сухие цветы в косы, «чтобы не выпадали волосы». Освященным на Маковея зельем набивали подушку для покойного. В некоторых местностях клали это зелье возле роженицы и в купель младенца. Из маковок некоторые делали отвар от бессонницы, зерном начиняли «куклы» для детей (соски). Весной мак рассевали на огороде.
Как же на Маковея без освящения мака в церкви! Причем наряду с обычным огородным маком святили также мак-видюк (дикий мак), который в народном знахарстве употребляется как средство против чародейства: этим маком надо было посыпать в доме — так избавлялись от порчи и сглаза. По поверью, если «видюк» освятить три, семь или девять раз (на Маковея и на Пасху), то его сила увеличивается.
На Буковине несколько головок мака связывали в пучок, затем обматывали красной лентой и так несли на освящение. Этот мак использовали в качестве семян в следующем году, примешивали к маку, который клали в кутью, рассыпали его в курятниках, чтобы хорошо неслась домашняя птица, и на пасеках, чтобы пчелы приносили много меда.
Читайте также: Послеуспение в народных традициях: почему работать на Третий Спас не считалось грехом
— После возвращения из церкви всей семьей садились за праздничный стол, — продолжает Нина Главацкая. — Он был постный, потому что в этот день начинался Успенский пост. Обрядовой пищей были пироги с маком и шулики. Готовили их из коржей, которые ломали на мелкие кусочки, клали в макитру и заливали медовой водой с растертым маком.
На Карпатской Украине на Маковея воду освящали в церкви, люди несли ее в храм в украшенных цветами кувшинах. Освященная в этот день вода ценилась не меньше, чем сретенская, и считалась чрезвычайно полезной от всех болезней. В этот день в разных регионах устраивали крестный ход к рекам, освящали источники и колодцы. Освящение колодцев — древний обычай наших предков. Издавна место для колодца, как и для дома, выбирали очень тщательно. Выкопанные колодцы обязательно освящали и обсаживали вербами. Считалось, что именно это дерево лучше всего оберегает воду в летнюю жару, потому что у верб любят поселяться добрые духи вод и опекуны человеческого рода. По поверью, накануне Крещения, Юрия, Купала и Маковея злые силы могут насылать болезни на людей и животных, особенно в местах, где нет верб.
Селяне четыре раза в год освящали все колодцы. Наиболее торжественно проводили освящение на Маковея. Перед этим парни с мужчинами вычищали днища, чинили старый сруб, приводили в порядок ограждения. Девушки плели веночики и украшали ими колодцы, вешали на них аир, папоротник и базилик, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать злые силы и освободить место для добрых духов.
На освящение колодца в центре села собирался весь народ. В сопровождении музыкантов шли к колодцу; впереди бежали дети и звонили в маленькие колокольчики. Шествие сопровождали церковные колокола. У колодца застилали праздничными скатертями два стола: на одном — хлеб-соль и зажженная свеча, на другом — свеча, святая вода и коливо (кутья). Это обрядовое блюдо предназначалось для добрых духов и предков.
Лето уже шло к концу, поэтому обращали внимание на приметы.
Праздник связан не только с традициями и народными приметами, но и с запретами:
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали также о традициях Яблочного Спаса, связанных с освящением яблок и меда и обрядом обжинков.
Фото в заголовке: instagram/tvorcha_maysternya_olgintina