Несколько лет назад я побывала в знаменитом театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе — старинном испанском городе, где художник-сюрреалист родился и умер, а главное — создал немало шедевров. Снаружи красное здание музея эпатажно украшено огромными яйцами и множеством булок.
Хлеб был любимым арт-объектом Сальвадора Дали. «Хлебные сюжеты» встречаем на картинах художников разных эпох. Одно из самых известных произведений искусства, где на столе мы видим хлеб, — это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
Не обошли стороной хлебную тему и украинские художники. Она стала особенной и для фарфористов. Возможно, и в вашем доме есть посуда, украшенная колосьями?
О теме хлеба в украинском фарфоре в интервью «ФАКТАМ» рассказала коллекционер и исследовательница истории украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк.
— Колосья пшеницы и ржи издавна считаются символом достатка и благосостояния, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Ведь из них мы получаем хлеб. Чайный набор «Хлеб и розы» Николая Козака и Зинаиды Олексенко — ода хлебу и жизни. Кстати, сейчас злаковые во флористике на пике популярности. В этом году они являются трендом номер один и в интерьерном дизайне. Колосья и травы придают композициям легкости и изысканности. Сочетание роз и колосков невероятно. Возникает параллель с известным стихотворением Максима Рыльского «Розы и виноград». Николай Козак и Зинаида Олексенко объединили розы и хлеб. Ведь жизнь невозможна без красоты.
— Колосья изображены так реалистично, словно настоящие. Даже хочется к ним прикоснуться.
— Кстати, думаю, не случайно выбраны белые розы. Ведь издавна они символизируют глубокое уважение и симпатию. Совместное творчество супругов представлено и красочным чайным гарнитуром «Золотой колос». Все предметы сервиза направлены вверх, словно стройные и изящные колосья, тянущиеся к солнцу. Эти изделия излучают тепло, радость, обладают свойством органично вписываться в любой интерьер, уживаться с другими предметами быта.
— Очень нежная композиция с васильками и колосками в росписи их вазы.
— Вообще злаковые очень органично сочетаются с полевыми цветами. Красота украинского поля очаровывает. Колосья пшеницы традиционно присутствуют также в венках и вышиванках. Это символ полноты жизни и крепкой семьи, а еще — веры в счастливый завтрашний день. Ведь хлеб — это основа жизни. Так всегда считалось и считается сегодня. Из муки создается столько разновидностей еды. Это и паста, и равиоли, и торты… Без муки невозможны наши любимые украинские блюда — вареники, галушки, пирожки и пироги, паски…
Искусно воплощенная в фарфоре и тема жатвы. Декоративное блюдо Валентины Трегубовой «Жатва» сегодня находится в Музее изящных искусств им. О. Белого в городе Черноморске. Любопытно рассматривать каждую деталь. И кувшин в руках молодой женщины, и бусы на ее шее, и платок, уберегающий в жаркий день от солнца, и украшенную полевыми цветами юбку. Художница изобразила момент отдыха труженицы на пшеничном поле. Лицо молодой женщины исполнено доброты, а руки сильные, ведь труд на поле довольно тяжелый и требует выносливости.
Еще одна высокохудожественная работа — «Обжинки». Она создана киевскими скульпторами Оксаной Жникруп и Григорием Молдаваном и посвящена древнему украинскому народному обычаю, когда люди в последний день жатвы собирали плоды и благодарили Мать Землю за урожай. В настольной скульптуре удивительно тонко через народный характер праздника автор передает красоту жизни.
Читайте также: «Девушки вплетали этот цветок в венок, чтобы найти любовь», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк
— Какие произведения искусства современных фарфористов воспевают хлеб?
— Мне очень нравятся работы одесской художницы Елены Жерновой. Ее посуда с колосками жизнеутверждающая и радостная. Она олицетворяет красоту украинской природы. Для работ Елены Жерновой характерна разноцветность. Такая посуда создает особые эмоции у тех, кто ею пользуется. А это очень важно, особенно сегодня, в очень сложное время. Красота вдохновляет. И без этого невозможна жизнь.
— Какая работа на тему хлеба ваша любимая?
— Пожалуй, композиция Валентины Трегубовой «Хлеб — всему голова». Фото этой скульптурной сюиты я планировала разместить на обложке книги о творчестве супругов Трегубовых. Но внучка художников Екатерина Радько предложила свой проект обложки с Казаком Мамаем. Это тоже отличная идея. Композиция «Хлеб — всему голова» — это рассказ о трапезе, которая невозможна без хлеба.
— Раньше считалось, что сыт без хлеба не будешь, поэтому его подавали даже к каше и арбузу.
— Да. В композиции одиннадцать фигур высотой до тридцати одного сантиметра. Интересно рассматривать каждую в подробностях. Какие замечательные тарелочки на столе! Кстати, хлеб выпекали не случайно круглой формы, это была ассоциация с солнцем. В архивных заметках Валентины Трегубовой по поводу скульптурной сюиты «Хлеб — всему голова» есть запись: «Сім'я вечеря біля хати, а мати їсти подає». Это строки из стихотворения Тараса Шевченко «Садок вишневий коло хати». Валентина Трегубова мастерски осовременила образы. Эта фарфоровая новелла не оставляет зрителей безразличными, захватывает оживленной жестикуляцией и мимикой персонажей. Многофигурная композиция повествует об обычных людях — многодетной семье земледельцев — и одновременно звучит как гимн семье и труду, любви и дружбе. Отец и сыновья собрались за столом, мать подает хлеб. Умение скульптора находить красоту в повседневности и раскрывать ее средствами пластики придает выставочной скульптуре обаяние и теплоту. Произведение настолько жизненное, поэтическое и правдивое, что мы, глядя на него, словно чувствуем запах хлеба и одновременно — силу дружной и крепкой семьи. Сюита «Хлеб — всему голова» — одна из выставочных композиций, которые считались эксклюзивной продукцией и не запускались в массовое производство. Известно о двух вариантах росписи, каждый — уникален. Один из них хранится в Музее изобразительных искусств им. О. Белого города Черноморска.
Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!
Ранее коллекционер, исследовательница отечественного фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказывала «ФАКТАМ» о зонтах и веерах в работах украинских фарфористов.
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк
Фото в заголовке: А. Жернова. «Счастье рядом». Одесса. 2017