Может ли изысканная чашка для чая быть вместимостью литр? Многие скажут, что такую даже сложно представить. Однако украинские художники любят интересные эксперименты.
Литровая чашка из фарфора существует! И что интересно, не в одном дизайне.
Умение замечать особенное очень важно. Ведь мир вокруг нас удивителен!
В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследователь украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала о чашках-гигантах отечественного производства. Кстати, ранее исследовательница рассказывала «ФАКТАМ» о красоте цветочной посуды из фарфора.
- Украинские художники на фарфоровых заводах создавали посуду современных форм и рисунков, черпая мотивы для росписей в богатом национальном фольклоре, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Изящные сервизы и художественные изделия из фарфора пользовались повышенным спросом у покупателей. В свое время новинкой стал выпуск чайных комплектов, которые состояли из блюдца и чашки больших размеров. Некоторые чашки были емкостью пол-литра. А отдельные вмещали литр! В выпуске таких необычных изделий особенно отличился Полтавский фарфоровый завод. Его подарочные изделия удивительны!
Блюдца диаметром 22 сантиметра (в то время как обычно они -14 сантиметра) и чашки на ножке вместимостью 1 литр и высотой 13 см оформлены изящной живописью. Стоила литровая чашка с блюдцем фантастически дорого — 25 рублей, что в то время было четвертой частью заработной платы инженера.
— Но какая же красота!
- Фарфор в подарок — напоминание о тонкости чувств, требующих бережного отношения, ведь слово «фарфор» ассоциируется с хрупкостью. Большая чашка с блюдцем точно не останутся без внимания, где бы они ни стояли — в офисе или дома. Очень красивые чашки «Любава» емкостью пол-литра выпускал Полонский фарфоровый завод. Они шли в комплекте с блюдцем. Чашка «Любава» стала любимой для миллионов ценителей красоты. Автор формы чашки на ножке — фарфорист Николай Козак, а рисунок стилизованного живописного цветка — мальвы, хранительницы украинского дома, выполнила его жена, известная художница Зинаида Олексенко. Набор выпускался в разных цветах.
В 1964 году были введены в эксплуатацию новые фарфоровые заводы: Полтавский, Сумской, Бориславский, Тернопольский, что позволило увеличить выпуск продукции и расширить ее ассортимент, — продолжает Людмила Карпинская-Романюк. — Особые изделия Полтавского фарфорового завода. Один из таких комплектов — с литровыми чашками и чайником на пять литров — можно увидеть в первом в Украине Музее фарфоровых фигур, созданном главным редактором «ФАКТОВ», коллекционером Александром Швецом.
Автор набора — один из самых талантливых художников-фарфористов Украины Иван Вицко более трех десятилетий плодотворно работал на художественном поприще. Признание к художнику пришло, когда он учился на пятом курсе Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства. В 1958 году один из сервизов Ивана Вицко экспонировался на международной выставке в Нью-Йорке. В том же году изделия львовского студента, уроженца Полтавщины, были представлены на международных выставках во Франции, Греции и Бельгии. Это был триумф и признание молодого художника.
Плодотворный труд, помноженный на любовь к искусству, давал невероятные результаты. Начиная с 14 лет, художник вытачивал на гончарном круге образцы посуды, прошел художественные студии в Миргороде, работал на Барановском фарфоровом заводе. Во Львове Иван Вицко учился у известных педагогов: Ивана Скобала, Ивана Северы, Тараса Порожняка. Немало ценного опыта добавили и летние месяцы на Гуцульщине.
Бессмертный орнамент видим на чашке с одноименным названием песни «Два кольори», которая облетела мир и стала любимой и родной для миллионов наших соотечественников. Двухцветная палитра — красное и черное, традиционный украинский растительный орнамент вышитой матерью рубашки, которая на всех жизненных дорогах сопровождает сына, защищает его и придает сил и вдохновения в трудные времена — все это очень символично… Поэту Дмитрию Павлычко и композитору Александру Билашу удалось в небольшом по размеру произведении вместить всю жизнь героя: от того времени, когда он «малим збирався навесні піти у світ незнаними шляхами», до того, когда ему «війнула в очі сивина».
— Какие еще заводы и фарфористы создавали гигантские чашки?
— Особым колоритом отличались изделия Полонского и Барановского фарфоровых заводов. Настоящий «цветочный бум» наблюдался в декоре гигантских чашек, которые носили статус подарочных изделий. Они пользовались огромным успехом. Дизайны отличались яркостью и выразительностью.
Роскошные розы и скромные ромашки, нежные анютины глазки и фиалки, причудливые лилии и загадочные анемоны, изысканные мальвы и маки украшали изделия разных заводов.
Цветы на фарфоре изображали с давних времен. Традиция представлять их в как можно более достоверном виде зародилась в Китае. Именно оттуда, с родины фарфора, привозили в Европу изделия, которые можно было использовать как пособия по ботанике, настолько реалистично и детализировано были изображены образцы китайской флоры. Такой стиль стали называть ботаническим. И сегодня он очень популярен в декорировании фарфоровой посуды и ваз во многих странах мира. Воссоздать цветок как настоящий — задача не из легких. Но настоящие художники ставят перед собой сложные цели и достигают их.
— Какая чашка-гигант ваша любимая и почему?
— Это чайный набор «Любава», о котором я упоминала выше. Моя любимая кобальтовая чашка с цветком. Люблю из нее пить травяной чай, а в жару — холодную родниковую воду. Приобрела эту чайную пару на заводе. В продаже в магазинах такие чашки никогда не видела. Сегодня чашки-гиганты продаются на аукционах, однако цены иногда фантастические.
Ранее в «ФАКТАХ» художница-фарфористка Елена Жернова рассказывала, что расписанные сервизы на две персоны она назвала сервизами для влюбленных.
Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!
На фото в заголовке подарочная чашка с блюдцем. Полтавский ФЗ. 1970-тые
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк