16 августа чествуют последний, Третий Спас из летнего цикла Спасов. Существует несколько его названий. Как утверждают известные этнографы, у украинцев он чаще назывался Третий Спас или Послепраздник, Спас на холсте, Послеуспение, а у россиян — Хлебный, Ореховый, Холодный.
Люди даже на Спас не расслаблялись, потому что что хлебороб сделает за лето, тем и будет кормить семью до следующего сезона. Поэтому активно собирали урожай, делали припасы, которые складывались в клуне, кладовке и погребе. О народных традициях этого дня рассказала «ФАКТАМ» Лариса Полуянова, этнограф, научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (в Пирогово).
- После Первой Пречистой (15 августа) верующие отмечали Третий Спас, который называли в народе по-разному: по русским традициям, Ореховым, Холодным, у нас он носил название Хлебного, Полотняного, Спаса на холсте, — начинает Лариса Полуянова, — В нашей культуре больше закрепилось название Послепраздник (потому что этот Спас не имел такого большого значения, как Второй), или Послеуспение, а по-простому — Третий Спас. Он завершает летний цикл этих праздников и всегда держится одной постоянной даты — с этого года это 16 августа (потому что сейчас постоянные даты праздников перенесены на 13 дней назад). Может кто-то не воспринимает пока этого летоисчисления, но со временем привыкнем к различиям — надо не менее трех лет, чтобы люди переключились…
В это время хозяева не теряли времени, чтобы завершить жатву, заполнить кладовые и погреба припасами, поэтому каждый день был очень важным. Вот и говорили: «Третій Спас запитає у вас: чи жнивували, чи в холодку пролежали». Третий Спас называли Хлебным, потому что именно сейчас собирали в поле зерно и заготавливали сено, готовили нивы к озимым. На праздник освящали не только хлеб, выпечку, колоски, но и полотно (или изделия из полотна). По церковным толкованиям, в христианстве 16 августа посвящается событию перенесения из Эдессы в Константинополь (944 год) Нерукотворного образа Иисуса Христа. По легенде, когда Иисус умылся и вытер лицо полотенцем, то на нем возник Его образ. Икона эта Нерукотворная, потому что не была написана (отсюда одно из названий праздника — Нерукотворный Спас или Спас на холсте). В народе верили, если посвятить полотняную рубашку на праздник, то человеку прибудет здоровье — она будет освящена благодатью, а в семью освященное полотно принесет счастье.
На Третий Спас во многих регионах всегда проводились ярмарки, где представляли различные товары — от вышивки, полотен и одежды до товаров домашнего обихода.
Если люди побывали в церкви, то уже обычно не брались за тяжелую работу. Хотя по давним традициям, строгих запретов на работу не было, потому что считали: «Бог простит». Можно было идти в поле, работать в саду, на огороде, собирать фрукты, овощи, орехи (как созрели). Считалось, что заготовленное в это время хорошо хранится и очень питательное. Например, яблоки могли и до Рождества долежать (ими детей угощали), а колядники зимой, вспоминая Спас, благодарили за орешки: «Спасибі рукам працьовитим, що вміли ростити, спасибі Пречистій силі, що в мішок натрусила, і тобі, Спас, що зберіг для нас».
В церковь несли не только хлеб из муки нового урожая, фрукты, выпечку, орехи, полотняные изделия (полотенца, рубашки), но и мясо, птицу, яйца
Когда еще Третий Спас приходился на конец августа (до этого года его датой было 29 августа), то уже рвали спелые орехи. Отсюда название — Ореховый. Сейчас это название просто стало традиционным (орехи же еще не созрели). Кстати, в древности с орехами проводили ритуал. Если первый орех будет вкусный, то можно ждать радости, если зеленый — следует ожидать выдающихся новостей, если пустой — решатся проблемы, а попадется гнилой — свалится несчастье.
Девушки, которые загадывали на судьбу, тоже присматривались к первому плоду: если будет орех сладкий на вкус — к большому чувству, горький — к мужниной измене, гнилой — к беде, а терпкий и незрелый плод — жди важного известия. Если первый орех съесть самому, а второй отдать близкому человеку, то так можно защититься от негатива и отвлечь плохие известия.
- В это время, когда холодало, замечали отлет птиц в теплые края, — продолжает Лариса Полуянова. — Молодяк готовили к отлету в теплые края, перед формированием птичьих групп аисты ставили на крыло птенцов. Молодняк ежедневно тренировался, чтобы принять порядок организации ключа, который полетит на зимовку в теплые края. В древности при прощании с аистами мужчины даже снимали шляпы, кланялись им и желали легкой дороги и скорейшего возвращения.
В народе живет много примет, связанных со Спасом.
Если на Третий Спас разрешались полевые хлопоты, то запрещались ссоры, ругань, нельзя было выполнять домашнюю работу, оскорблять друг друга, отказывать в посильной помощи, забывать о сиротах, немощных и нуждающихся, надо стараться прощать обиды. Старожилы говорили, что на Третий Спас не стоит в лес ходить без оберега, чтобы нечисть не завела в чащу. Нельзя было переедать, выбрасывать остатки пищи после ужина, поэтому готовили по необходимости, делились продуктами с соседями или родственниками.
В народе до сих пор живут связанные со Спасами поговорки: «Прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Перша Пречиста — забере їх нечиста», «Прийшов Спас — бери рукавиці про запас», «Спас — усьому час», «Святий Спас приготував усього про запас: і дощ, і вітер, і холод, і тепло», «Третій Спас хліба припас», «Третій Спас на полотні, а хлібець на току», «Післяуспіння прийшло — сонце на осінь пішло».
Ранее «ФАКТЫ» писали о народных традициях праздника женщин — Второй Пречистой.